Николай ЖИДКОВ |

В XIX веке погоня за модой чуть не погубила наш город 

Один мой знакомый, волей судьбы перебравшийся из родного Нижнего Новгорода в Арзамас, долго поражался: «Как одеваются арзамасцы! В будний день – как на праздник наряжаются!» Видимо, погоня за модой у нас в крови. И доказательство тому – нравы наших предков в XIX веке. Листаем страницы истории. 

Многим, наверняка, известно, что c середины XVIII по середину XIX века Арзамас был одним из богатейших купеческих городов России. Причина тому – выгодное расположение города, находившегося на пересечении 10 важнейших торговых трактов. Наш великолепный историк-краевед Николай Михайлович Щегольков, называя этот период «Золотым веком Арзамаса», утверждает, что чем бы арзамасцы в то время не занимались – богатели мгновенно!

Коренным образом ситуация изменилась во второй половине XIX столетия. С развитием пароходства на Волге, постройкой Московско-Нижегородской железной дороги тракты, проходившие через Арзамас, постепенно потеряли свое значение. Хоть и говорит Н.М.Щегольков об этих годах, как о «Серебренном веке», но в своей книге «Исторические сведения о городе Арзамасе», вышедшей более ста лет назад, пишет: «Арзамасские тракты заглохли, постоялые дворы опустели». Однако, не смотря на постучавшееся в двери горожан обнищание, привыкшие жить в роскоши арзамасцы не только не хотели взглянуть правде в глаза, но старались щеголять друг перед другом, мол, у меня-то дела идут нормально. И такая эпидемия показной напыщенности охватила весь город.

«Арзамасцев обуяли щегольство, погоня за модами и роскошью, — рассказывает Н.М. Щегольков. – Они уже не дорожили тем, что им досталось ценного от предков, им нужно было нового и модного. Мебель красного дерева, зеркала с громадными стеклами, ковры, дорогие стенные часы, а в более богатых домах – рояли и фортепьяны (стилистика и пунктуация сохранены, – прим. авт.) поглощали немало трудовых денег. А какая роскошь царила в одежде, можно судить по тому, какое приданое давали дочерям:  по 4 салопа (верхняя одежда, – прим. авт.) на лисьих мехах, крытых разною шелковою материю или бархатом, с собольими воротниками. Салопы имели по 5-6 аршин ширины в подоле (3,56 – 4,27 м – прим. авт.) и на них требовалось по меху с четвертью.., затем нужно было не менее 3-х летних салопов или бурнусов (род женского пальто, – прим. авт.) в числе их — хоть один бархатный; от10 до 12 шелковых платьев, отделанных кружевами и блондами, если не было бархатного платья, то и все приданное теряло свою ценность; не говоря уже о носильном платье и разном белье, требовалось по крайней мере полторы дюжины серебряных ложек, самовар и сервиз, пуховая перина пуда в три весом (48 кг, – прим. авт.), 6 или 8 пуховых подушек, до 5 одеял, простыни, скатерти, салфетки…Долго было бы перечислять платки и шали, чепцы и шляпки…»

Кроме приданного щедро одаривали и всех домашних жениха и невесты: мужчинам дарили суконные отрезы на сюртуки, женщинам – шелка на платья, священникам, благословлявшим молодых, — шелковые рясы.«Свадьбы сопровождались пирами, на которых кроме всевозможных вин, закусок и десерта, непременно предполагался обед или ужин с накрытыми столами…, — пишет краевед. – На подобных столах подавалось от 8 до 12 разных кушаний».

«Мужчины в щегольстве немного отставали от женщин, — продолжает он. – Енотовые и лисьи шубы, камчатские бобровые воротники, пальто на хорьковых и лисьих мехах считались уже не роскошью, а какой-то необходимостью для поддержания своего достоинства…»

Не менее описанного, поглощала арзамасцев и страсть к пышным выездам и породистым рысакам. На это также тратились немалые деньги.  «Зимою, по праздникам, Сальниковая улица (ул.К.Маркса, – прим. авт.) бывала переполнена катающимися. На Крещение насчитывалось до 69 хороших выездов, а в простых санках или на плохой лошади тогда в Сальникову улицу полиция не пускала…», — утверждает историк. Как говорится, хороший понт – дороже денег! Но…

«Немногим это доставляло истинное удовольствие, большинство было обременено такой показной жизнью, но не имело силы воли отказаться от этих ненужных излишеств, боясь показать себя беднее, бессильнее других.  Люди тщеславные, напротив, старались перещеголять всех. От купцов и богатых людей этот дух тщеславия  и стремления не отставать в нарядах от других перешел к небогатому классу и ремесленникам. Шелковые платья, бархатные шубы и бурнусы, шляпки, дорогая обувь считались в это время необходимыми предметами для поддержания достоинства семьи. Все только и думали о том, чтобы одеться по моде и не хуже других… Домишки ветшали без ремонта, надворные постройки валились и шли на дрова; коровы сменялись козами или без замены продавались, оставляя семьи без молока, старинные ценные вещи продавались за бесценок, а одежда шилась вновь и сменялась по прихотям моды», — с грустью констатирует историк.

Эта страсть арзамасцев не утихла, даже в самые сложные дореволюционные годы – с 1885 по 1900. В это время в Арзамасе фактически наступил крах всему. Почти умерла торговля.  Молодежь – уезжала а в поисках лучшей жизни. «Даже женские рукоделия перестали давать приличный заработок. Ботинки вышли из моды (вязание ботинок – традиционное ремесло Арзамаса, – прим. авт.): на вязании их в последнее время зарабатывали по 5 копеек в день. В шутку говорили, что арзамасские ботиночницы зарабатывают только себе на табак. А курение женщинами табака в эти годы, особенно среди небогатого класса, сделалось поголовным.., — читаем в «Исторических сведениях…» Щеголькова.

И далее: «По крайней нужде большие старинные дома перебирались и делали из них маленькие… Число домов в городе сильно сократилось… А на окраинах целые слободки, например Бутырки, опустели…»

Но мода и внешний шик по-прежнему не давали нашим предкам покоя.

«Только в одежде арзамасцы обоего пола продолжали тянуться за модой, все свои заработанные деньжонки употребляли на щегольство и внешний блеск, стараясь этим как бы обмануть друг друга. При недостатке средств все, что было ценного после предков, шло на продажу: старинные жемчуга, золотые вещи, национальные костюмы, столовое серебро… Некоторые, поистине несчастные, люди расстались даже с благословением предков, продав богато украшенные иконы».

Н.М.Щегольков приводит интереснейший факт. «Один богатый житель Выездной слободы вздумал купить старинный женский национальный костюм, но такового уже не нашлось во всей Выездной ни за какую цену, все уже было продано…» Это — в конце XIX века! «Офени, покупатели старинных вещей то и дело ездили в Арзамас, точно на ярмарку, покупая за бесценок старинные вещи и наживались…» , — утверждает автор.

За свою страсть арзамасцы расплачивались не только материально. «Суета, тщеславие, ложный стыд и томительное желание показать себя чем-то более крупным, имели влияние на дух и характер большинства арзамасского населения: исчезли почтительность и взаимное уважение, появились недовольство и зависть. Умножились семейные разделы. Почти не осталось в городе больших семей. Развилось пьянство, особенно в небогатой ремесленной среде, что многие семьи привело к обнищанию. Распространилась и страсть к картежной игре…», — пишет Н.М. Щегольков.

Ну, что? Никого не напоминают вам наши предки-арзамасцы? Выводы, думается, каждый сделает сам.


При цитировании ссылка (гиперссылка) на официальный сайт Православной краеведческой конференции «Щегольковские чтения» обязательна

Перейти к верхней панели