Николай ЖИДКОВ |

Сегодня вопрос служить или не служить в армии свою актуальность несколько потерял. Благодаря усилиям правительства служба в вооруженных силах стала считаться престижной и большинство молодых людей желают отдать священный долг Родине. Большинство, но, разумеется, не все. Все же остаются и те, кто всеми правдами и неправдами пытается «откосить» от армии.  Оказывается, что и наши предки, которых мы традиционно ставим в пример везде и всюду, особо не горели желанием служить. Тем более, что воинская повинность лет так 200 с небольшим назад, отнюдь не ограничивалась одним годом и, прямо скажем, была не сахар… Как же «косили» наши предки?

Вначале несколько слов о самой службе. Рекрутская повинность, как способ формирования вооруженных сил, была введена в России Петром I в 1705 году. Вначале ей подлежали все сословия и все классы. Для дворян она была личной и поголовной, для податных сословий — общинной, то есть правительство предъявляло свои требования не к лицу, а к общине в целом, указывая число подлежащих сдаче рекрутов, в возрасте от 20 до 35 лет. «Счастливцев», направлявшихся в армию, определяла сама община. Срок службы  изначально был пожизненным.

Позднее принципы рекрутской повинности изменялись. В 1793 году вместо пожизненного срока был установлен срок службы в 25 лет. Этот срок сохранял свою силу до Крымской войны, но фактически ещё в 1834 году он был сокращен до 20 лет. Не смотря на это, «военная служба в те времена была и тяжела, и бесконечна. Редкий старый убогий инвалид возвращался на родину. В большинстве случаев взятый в рекруты оставлял родину навеки, а умирал – или на поле брани, или в военном лазарете, — пишет наш историк-краевед Н.М.Щегольков. – Поэтому и отбивались от солдатчины всеми силами».

В 1736 году разрешено было в каждой дворянской семье освобождать от службы одного из братьев, для лучшего управления имением и, наконец, грамотой о вольности и свободе дворянству в 1762 году, дворянство было освобождено от рекрутской повинности. Постепенно освобождались от нее и другие классы общества, в частности купцы.

В купеческом Арзамасе XVIII века запись именно в это сословие было самым распространенным «законным» способом «откосить» от службы. Для этого требовалось всего-то обладать небольшим капитальцем в 5 рублей. К слову, деньги по тем временам все же немаленькие. Для сравнения, захудалая корова стоила 4 рубля, сруб пятистенный — 9 рублей 50 копеек,
фунт — говядины 2 копейки, полтелёнка — 1 рубль, курица — 5 копеек, десяток яиц — 2 копейки, ведро водки (12.3 литра) — 85 копеек, аршин сукна — 1 рубль 15 копеек и т.д. Чуть больше рубля в год составляла подушная подать, которую платили все крестьяне мужского пола, независимо от возраста. Тем не менее, запись в купеческую гильдию избавляла от солдатства целую семью. Но, свидетельствует Н.М.Щегольков, арзамасцы того времени были настолько экономны, что и 5 рублями зря не разбрасывались.

Оставался другой, проверенный, способ – просто скрываться… Если подлежащих в первую очередь призыву не оказывалось дома, или они успевали спрятаться, то по окончании набора их уже не тревожили. А поскольку повторялись «призывные кампании» лишь через несколько лет, то иным удавалось и вовсе улизнуть от армии.

Правда, и местные власти  не дремали. В конце XVIII века существовала специальная должность «ловцов». Так называли лиц, которые во время рекрутских наборов обязаны были отыскивать и ловить тех, которым предстояла очередь идти в солдаты. И горе было тем, кто попадал в руки ловцов. Беднягу тот час же сажали в «черную» – помещение для арестантов при городском магистрате. А оттуда дорога  была уже одна – в армию.

«Прятались от ловцов где попало: и дома, и у родных, и у знакомых, в сундуках, между полов, убегали в поле и окрестные леса», — пишет Н.М.Щегольков.

Но, самым надежным убежищем того времени была Выездная солобода (п. Выездное). Владел им камергер Екатерины Великой Василий Петрович Салтыков – человек настолько влиятельный, что арзамасские власти просто не имели права соваться в его именье. Таким образом, Выездное становилось надежным убежищем для горожан, не желавших отдавать священный долг Родине.

Н.М.Щегольков в своей книге «Исторические сведения о городе Арзамасе» приводит такой пример: «Прадед мой, Иван Иванович Наседкин, имевший на руках мать, безумную сестру, жену, тещу и несколько детей застигнут был ловцами врасплох и как сидел за кожевенной работой  с ножом в руках, бросился со всех ног к р. Теше, в одеже поплыл через нее в Выездную, доплыл до острова, погрозил ловцам ножом, перебежал остров, да и опять в брод через реку, — рассказывает он. – Прибежал в Выездную к своим знакомым Кирилловым и выжил у них три месяца, чем и спасся от солдатства».

Ловцов, мягко говоря, не любили. Да и сами они тяготились своей должностью. К тому же, была она не оплачиваемая и опасная. Но, люди в то время были ответственными и к общественным поручениям подходили очень добросовестно, в буквальном смысле, не щадя своей жизни.

Историк приводит еще пример. Один их его предков Иван Петрович Наседкин как раз был ловцом. «Ему стало известно, что какие-то молодцы прячутся под Высокой горой в стогу сена. Он с товарищами туда. Дело было ночью, произошла схватка. Один из скрывавшихся хватил моего предка вилами в живот: от этой раны он и Богу душу отдал…»

Вспомним Екклесиаста: «Что было, то и будет; и что делалось, то и будет делаться, и нет ничего нового под солнцем».


При цитировании ссылка (гиперссылка) на официальный сайт Православной краеведческой конференции «Щегольковские чтения» обязательна

Перейти к верхней панели