Николай ЖИДКОВ |

Увы, о том, как обучали грамоте в XVI-XVII веках в Арзамасе, краеведы имеют лишь самые смутные сведения.  Но вот о становлении системы образования в последующих XVIII – XIX веках говорить уже можно. Процесс этот был нелегким.  Да и само отношение к образованию, у арзамацев в те далекие годы было неоднозначным.

Первым насадителем просвящения в Арзамасе по праву можно считать архиепископа Питирима, возглавившего Нижегородскую кафедру в 1719 году. За свое правление он основал в Нижегородской епархии 13 приходских училищ – приготовительных к семинарскому образованию школ. Так 300 лет назад в нашем городе появилось первое учебное заведение.

В основанной владыкой Питиримом школе обучались лишь дети духовенства. Все остальные сословия доступа к ней не имели. В начале XVIII века чаще всего дети арзамасских горожан учились грамоте у приходских священников, диаконов и причетников. Позже, появились так называемые мастера и мастерицы – доморощенные «грамотеи», которые сами толком не знали ни грамматики, ни арифметики. Но именно они и несли «разумное, доброе, вечное» в народные массы.

Самих же арзамасцев того времени подобные премудрости, скажем прямо, не слишком волновали. «Отдавая мальчика учиться, считалось достаточным, если он научится читать, писать, да на счетах выкладывать, — пишет краевед Н.М.Щегольков. – «Больше нам и не надобно: ведь нам его не в попы ставить», — говорили об этом простодушные люди. Учили тогда по церковно-славянским книгам. Непонятливые дети учили азбуку по целому году. Научившись чтению Псалтири, считали курс оконченным. Многие иногда забывали и то, что учили».

Что же касается девочек, то их вообще редко отдавали учиться. «Им ученье не к чему», — рассуждали родители XVIII века. Самое большее, если девочку обучали чтению, а вот учить ее писать считалось даже неприличным. «Зачем это? Или парням записки писать?»  — рассуждали строгие мамы и папы.

В своей книге «Исторические сведения  о городе Арзамасе» Н.М.Щегольков приводит такой пример. У богатого купца Ефрема Потехина живший при дворе старик-гладильщик выучил грамоте его дочь. Когда купец узнал об этом, то так разгневался, что прогнал учителя прочь.

Даже в просвещенном XIX веке среди людей, занимавших в арзамасском обществе высокое положение, оставалось немало таких, кто не умел ни читать, не писать. Так, арзамасский заводчик Петр Суворов, служа в разных должностях, вместо подписи прилагал везде свою печать.

Но, не смотря на это, развитие системы образования, все же не стояло на месте. В 1787 году в Арзамасе открывается народное училище, преобразованное в 1804 году в уездное, а в 1878 в городское. Но и тут случается неожиданный казус. Богатые арзамасцы поначалу стеснялись отдавать туда своих детей. «Или у нас за учение заплатить нечем?» — рассуждали они, думая, что училище открылось специально только для бедных. О разнице в преподавании они, конечно, и не догадывались, поскольку главным критерием эффективности обучения считалось то, насколько быстро конкретный ученик овладевал минимумом знаний.

К слову, даже в те далекие и «темные» времена были в Арзамасе люди, придерживающиеся абсолютно других взглядов на просвещение. Н.М. Щегольков рассказывает о некоторых из них. «Купец Андрей Сурин, родившийся в 1721 году, покупал книги на ярмарках Макарьевской и Симбирской, и делал на них собственноручные пометки… Мещанин Мерлушкин, также, имел много книг, довольно редких и ценных, и, даже, сам составил «Арзамаскую летопись»… Василий  Скоблин тоже славился начитанностью и своими книгами, благодаря чему, даже образованные дворяне арзамасские не брезговали знакомиться с ним, простым мещанином…»

В 1815 году было положено начало Арзамасскому духовному училищу. Строилось оно достаточно долго и полноценные занятия в нем начались только 11 сентября 1822 года. Его смотритель архимандрит Александр в 1824 году писал, что у него в арзамасской «академии» обучается более 200 мальчиков.

Окончательное же отношение к образованию у арзамасцев изменилось лишь к последней четверти XIX века. «Еще в 1860 году были в Арзамасе отцы, из темной ремесленной среды, которые находили, что детям их не нужна грамота… В тоже время некоторые арзамаские купцы не давали своим сыновьям окончить курс в уездном училище , а спешили скорее приспособить их  к своему делу. К счастью, подобные убеждения скоро уступили место сознанию, что ныне детей надобно учить», — повествует Н.М. Щегольков.

В начале 1860-годов кроме сословного духовного училища в Арзамасе существовало уже уездное и два приходских: Софийское и Крестовоздвиженское. В 1862 году открылось женское училище. Через 10 лет оно было преобразовано в прогимназию, а через 45 – в гимназию. В 1887 году для нее был приобретен собственный дом на ул. Сальникова, а в 1901 рядом с ним было заложено новое каменное здание (ныне – здания школы №1 на ул. К.Маркса). К началу  XX века число учениц в гимназии достигло 700.

К 1870 годам в Арзамасе насчитывалось 8 начальных училищ — 5 мужских и 3 женских. Благодаря такому числу бесплатных школ, обучение грамоте частными лицами постепенно прекратилось.

Более того, многие арзамасцы, не довольствуясь обучением своих детей в местных школах, несмотря на большие расходы, начали отдавать их в средние учебные заведения, преимущественно в Нижегородскую губернскую гимназию. Смотритель арзамасских училищ Александр Иванович Раевский очень поощрял стремление учеников к высшему образованию и всячески способствовал этому. Благодаря его влиянию, арзамасские купцы Будылины, Подсосовы, Бебешины помещали своих детей в Московскую академию коммерческих наук.

К концу XIX Арзамас уже сильно ощущал нехватку среднего учебного заведения. Но все ходатайства об этом оставались тщетными. Обогатился наш город новыми учебными заведениями только в XX веке.

Перейти к верхней панели