Светлана СКРЯБИНА |

Доклад на VI Щегольковских чтениях: «Образование в Арзамасе: как учились наши деды » |

В фондах историко-художественного музея хранится небольшая коллекция фотографий и документов, относящихся к истории Арзамасского реального училища. Это несколько групповых фотоснимков педагогов и выпускных классов училища, коллекция директора Ивана Алексеевича Смирнова, воспоминания выпускников училища. В последние годы фонды пополняются коллекциями личных фотографий и  документов бывших реалистов.

История Арзамасского реального училища  представляет значительный интерес. Среди его учеников были дети известных арзамасских купеческих, дворянских, мещанских семей, а также крестьян города и уезда. В списке учеников мы неоднократно встречаем фамилии Бебешин, Будылин, Винокуров, Вязовов,  Доброхотов, Дорошевский, Жевакин, Кащеев, Крисанов, Лилов, Москвин,  Плеско, Потехин,  Рыбаков, Серебренников, Скоблин, Сперанский, Стрегулин, Твердов, Цыбышев и многие другие.

Училище давало превосходное образование естественно-научной направленности, готовило к поступлению в высшие технические вузы. Его выпускники пополнили ряды известных людей, ученых, достойно послужили своему городу и стране. Многие из них проявили незаурядные способности, стали инженерами, юристами, врачами, общественными деятелями. К примеру, Николай Андреевич Орешков (1900-1994) – доктор технических наук, создатель кафедры научного товароведения в Новосибирске и  основатель отечественной школы научного товароведения, автор научных трудов и учебников по теории товароведения. Николай Сергеевич Березин (1900-1938, расстрелян) доктор экономических наук, первый председатель правления Госбанка СССР,  награжден Орденом Ленина (1933).

Эти примеры, как и судьбы многих других выпускников, демонстрируют, насколько  высоким был уровень полученных ими знаний в естественнонаучной сфере. Арзамасское реальное училище считалось лучшим в Московском округе просвещения среди училищ данного типа, здесь был очень сильный коллектив учителей (2, л. 45). Обучение естественнонаучным, точным дисциплинам требовало соответствующих методических подходов, поиск которых был актуален в  преподавании математических наук в начале ХХ века.

Как отмечают исследователи истории методики преподавания математических наук, на рубеже XIX и XX веков отечественная педагогика существенно пересмотрела цели среднего образования в области математики (4, с. 86).  Был выдвинут тезис об органической связи преподавания математических наук с практикой и другими естественнонаучными дисциплинами, а также о необходимости формирования у учащихся активного математического мышления. Кроме того, в  связи с введением  в 1906 году нового учебного плана для реальных училищ объем знаний по основным дисциплинам стал существенно больше. В связи с этим произошли серьезные изменения  содержания среднего образования по математике, были акцентированы актуальные организационные формы и методы обучения физике, математике и другим естественным наукам.

Арзамасское реальное училище не было исключением. Высокий статус реального училища, прекрасная подготовка педагогов – все это предполагало соответствующий уровень преподавания. Среди новых методов обучения естественным наукам в Арзамасском реальном училище обращают на  себя лабораторный и  экскурсионно-краеведческий.

Одним из новых методов преподавания, удовлетворяющим требованиям жизни, педагогической науки в начале XX в. и нашедшим отражение в постановке преподавания физических и математических дисциплин в реальных училищах, стал лабораторный метод. Как отмечает В.Д. Павлидис, «его основные достоинства состояли в следующем: 1) развивал у учеников внешние чувства, умелое использование которых необходимо для правильного и точного восприятия действительности; 2) приучал ученика воспринимать и анализировать конкретные признаки явлений; 3) помогал пробудить интерес ученика к знаниям; 4) помогал развитию сосредоточенности и серьезного отношения к делу, изощрял наблюдательность и внимание, повышал активность; 5) приучал к работе в коллективе, координируя деятельность вокруг центральной общей цели» (4, с. 89). Лабораторный метод помог реализовать принцип наглядности при обучении сложным абстрактным наукам.

Училище располагало всеми средствами для реализации данной методики. Здесь  имелся «химический кабинет для проведения самостоятельных анализов с принудительной вентиляцией», «физический кабинет, где вместо парт амфитеатром расположены сиденья, откуда всем было видно одинаково хорошо. Стоял большой стол для опытов, настенная классная доска (3, с. 18-19). Как вспоминает выпускник училища Виктор Николаевич Анфимов[1], «рядом в комнате – много шкафов, наполненных физическими приборами – модель парового котла, электрофорная машина, откачивающий воздушный насос, прибор, наглядно показывающий движение света, и многие сотни других приборов» (2, л. 25). Среди учебных пособий, имевшихся в училище, встречаем и ряд других интригующих предметов: фонтан; железная дорога;  цилиндр со смещенным центром тяжести, катящийся вверх; волшебная воронка, волшебный кувшин, волшебный бокал.

«Все это было закуплено в заведении Швабе в Москве и говорили, что оборудование физического кабинета тогда стоило 40 тысяч рублей. Сказать, сколько все это стоило, трудно, но что оборудование было первоклассным, это действительно так» (2, л. 25). Обратившись к архивным данным, мы можем уточнить стоимость хотя бы некоторых из физических и химических  приборов,  приобретаемых в разные годы училищем. Перед нами «Копия счетов магазина Швабе на пособия по физике.  1907-1908 гг.». К примеру, за бариево-цианистый экран, было заплачено 40 рублей; за обруч  для объяснения сплющивания земли  — 5 рублей;  (1, ед. хр. № 14, л. 22); астрономическая труба стоила 320 рублей (1, ед. хр. № 14, л. 34), а глобус – 84 рубля (1, ед. хр. № 14, л. 35). В общей сложности за учебные приборы магазину Швабе было уплачено в 1907/08  году около 600  рублей (1, ед. хр. № 14, л.40).

В естественном кабинете училища, по свидетельству Анфимова, находились «большие шкафы, заставленные коллекциями минералов, чучелами разных животных, коллекциями разных бабочек, жучков, скелетами пресмыкающихся и других животных» гербарии во многих папках, красочные картины ландшафтов климатических зон»;  был полный скелет женщины под чехлом, несколько черепов человека. Изучая ботанику, физиологию и анатомию человека и животных, мы воочию видели и держали в руках изучаемые экспонаты» (2, л. 25)

Данные пособия позволяли сделать преподавание физики и математики наглядным, что способствовало формированию у школьников научных представлений о физических явлениях и процессах, обеспечивало крепкие и глубокие знания. Таким образом, принцип наглядности в обучении естественным наукам в реальном училище был полноценно реализован.

Развитие активного математического мышления – один из принципов математического образования на рубеже XIX и XX веков – реализовался в тренировке у учащихся способности самостоятельно мыслить, в постановке трудных задач, в стимулировании нестандартных подходов к их решению, к разрушению математических шаблонов и стереотипов. Вот как описывает Анфимов обучение геометрии, которую у четвертых классов преподавал директор Иван Алексеевич Смирнов.  «Иван Алексеевич часто вводил в заблуждение ученика, вызванного для ответа, тем, что рисовал на доске какую-нибудь геометрическую фигуру не так, как она напечатана в учебнике, никаких условных обозначений не писал. После этого он требовал доказать теорему, к которой относилось сделанное им изображение. Здесь не все и не всегда могли догадаться, что это такое. Директор наводящими вопросами добивался желаемого результата. Основы географии были заложены прочные  и я до сих пор помню доказательства большинства теорем. А геометрические задачи решались легко» (2, л. 60).

На рубеже XIX-XX вв. в российской средней школе получил широкое распространение еще один эффективный метод обучения естествознанию —  применение экскурсионно-краеведческого материала. Архивные данные, а также воспоминания выпускников училища свидетельствуют о том, что экскурсии как метод обучения географии, биологии и другим наукам использовались педагогами достаточно широко и активно. Известно, что экскурсии по естествознанию часто проводили К.И. Калиновский, И.С. Африкантов. В библиотеке училища имелись книги «Пособие для экскурсий» и «Опытно-логические экскурсии», которые давали педагогам научно-методические основы для использования краеведческого материала, наблюдаемого во время экскурсий.  В.Н. Анфимов вспоминает о том, что Константин Иванович Калиновский, преподававший у него зоологию человека и животных, ботанику и химию, любил экскурсии в природу. «Весной, как стает снег, он шел с нами на экскурсию (в пределах 50т минут) в перелесок и здесь знакомил нас с оживающей природой, живым миром водяных луж, определением называния цветка по сорванном образцу». (2, с. 11-12). Единичными экскурсиями дело не ограничивалось. Весной и осенью «уроки естествознания часто проходили в перелеске у лесных луж. Каждый раз здесь находилось что-то новое и интересное: то сгусток лягушачьей икры с черными зародышами, то на дне лужицы передвигается малюсенькая личинка какого-нибудь насекомого, то набравший воздуха жук-плавунец ныряет в воду, то водомерка ловко скользит по поверхности воды. И обо всем виденном учитель Константин Иванович Калиновский подробно рассказывает, как и чем живут эти организмы, длинна или коротка их жизнь, как они называются и полезны ли они в жизни. Интересно было ходить на такие экскурсии, хотя  они и продолжались только один час» (2, л. 34). Вот как проходило, к примеру, занятие на природе, посвященное обучению определению растений (из воспоминаний Анфимова).

К.И. Калиновский «срывал первый попавшийся цветок, и мы начинали определять его название, пользуясь справочником «Определитель растений». Это занятие довольно кропотливое, требует точности и большого внимания: надо без ошибки подсчитывать количество тычинок, лепестков цветка, учитывать расположение листьев. Страница за страницей мы доходим до названия цветка. Приходилось несколько раз начинать сначала, если где-нибудь допустишь ошибочное определение части цветка» (2, л. 60).

Таким образом, применяемые педагогами Арзамасского реального училища методы лабораторных наблюдений и краеведческих экскурсий реализовали принцип наглядности, побуждали учеников к  размышлениям и самостоятельным выводам на основании данных наблюдений, способствовали развитию активного научного мышления,  и в конечном итоге формированию фундаментальных знаний, которыми славились выпускники училища.


[1] Виктор Николаевич Анфимов (1900-1991) – выпускник Арзамасского реального училища, инженер-проектировщик гражданских зданий. Окончил Томский технологический институ­т, работал в проектном от­деле «Уралмашииностроя»,  в группе известного в 30-е годы архитектора Павла Оранского (Анфимов, л. 54).


Источники и литература

  1. Государственный архив Нижегородской области, г. Арзамас (далее  — ГАНО, г. Арзамас). Ф. 143. Оп. 1.
  2. Анфимов В.Н. Школьные годы в Арзамасском реальном училище. Воспоминания о днях отрочества и юности далекой. Ч. 1. Машинописный текст. Закончен 28.03.1976 г.// Из фондов МБУК историко-художественный музей г. Арзамаса.
  3. Казачок М.В. Не молчат старые стены… — Арзамас, 1999.
  4. Павлидис В.Д. Организационно-методические особенности процесса математического образования в реальных училищах России // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. – Оренбург, 2006. С. 86-89

При цитировании ссылка (гиперссылка) на официальный сайт Православной краеведческой конференции «Щегольковские чтения» обязательна

Перейти к верхней панели