Алина ЩЕГЛЕТОВА |

Доклад на VI Щегольковских чтениях: «Образование в Арзамасе: как учились наши деды » |

На рубеже XVIII – XIX веков в Арзамасе кроме церковно-приходских школ, дававших начальное образование, стали появляться учебные заведения, придававшие большое значение светским наукам. В 1787 году открылось малое народное училище. В 1802 году Александром Васильевичем Ступиным в Арзамасе была открыта первая в России провинциальная художественная школа. Это уникальное событие в истории русской культуры первой половины XIX века. В ней, кроме свободных учеников, могли обучаться и крепостные.

Сначала у Ступина было 9 учеников и много забот, так как все приходилось делать самому: и преподавать, и заботиться о жизни и быте обучающихся. Обучение было платным: малолетние ученики принимались Ступиным на 6 лет с платой по 200 рубле в год ассигнациями, взрослые – на 4 года с платой в 300 рублей за обучение, проживание и питание.  Школа не могла существовать только на эту плату, поэтому Ступин брал подряды по росписи церквей, использую в этой работе помощь своих учеников. Вскоре число их стало заметно расти и к 20-м-30-м годам XIX века достигло 28. Дела школы пошли хорошо и уже в 1808 году, Александр Васильевич купил для нее новый дом у генеральши Юрловой с земельным участком, выходившим на три улицы. В 1813 году здание школы было перестроено Ступиным вместе с Михаилом Петровичем Коринфским, который, благодаря покровительству первого, стал известным в России архитектором. Для удобства своих учеников Ступин решил расширить помещения для учебы, из конюшен и каретного сарая сделал картинную и античную галереи.

В июле 1809 года за заслуги в заведении в Арзамасе школы живописи и достигнутые на этом поприще успехи Александр Васильевич Ступин получил высокое звание академика. С этого же времени Императорская академия художеств взяла под свое покровительство Арзамасскую школу живописи. Ступин пишет в собственноручных записках: «Я был счастлив сверх чаяния и начал ежегодно посылать в Академию картины и рисунки учеников своих. Там приняты оные с особенным вниманием и удовольствием, и удостоились отзыва на бумаге в самых лестных выражениях» [1].

Но деятельность Ступинской школы не ограничивалась росписью церквей и написанием икон. Самым основным является то, что с 1802  до 1850 года было сделано по заказам более 600 картин светских, исторических, портретов и копий. В этом заключалась большая роль школы как пропагандиста изобразительного искусства. Многократно в источниках и литературе, в том числе в «Исторических сведениях о городе Арзамасе» Н.М. Щеголькова [2], который посвятил школе целую главу, упоминалось о том, что галереи Ступина регулярно посещали жители и почетные гости города. Известный исследователь М.П. Званцев пишет о ней так: «С огромным трудом и настойчивостью, с большой затратой средств собирал Ступин методические материалы и пособия для преподавания, создавал музей и библиотеку. Через 45 лет существования школы в распоряжении учеников и преподавателей имелось 1370 эстампов, воспроизводивших образцы классической живописи, 646 эстампов специальных наглядных пособий (академические рисунки голов, рук, ног, орнаментов). Наглядными пособиями, с которых делали копии ученики, служили также оригинальные рисунки художников-академиков, их было 290 номеров.

В том же методическом собрании было большое количество эскизов (729), полученных и приобретенных Ступиным у художников в Петербурге, рисованных самим Ступиным и его сыном Рафаилом» [3].

Постепенно приобретаемые Ступиным гипсовые слепки с античных скульптур и их деталей, а также оригинальная скульптура составили, наконец, значительное собрание, вполне удовлетворявшее потребности обучения. В школе было 7 фигур гипсовых в рост, 16 бюстов, 12 отливок с рук и ног, статуя апостола Петра и 5 барельефов из бронзы и мрамора.

В музее при Ступинской школе находились оригинальные картины русских и иностранных художников, а также оригинальные произведения и копии с картин учеников школы. Из картин русских художников в музее были произведения Егорова, Шебуева, Варнека, Акимова, Левицкого, Брюллова.

В распоряжении учеников Ступина имелась также большая библиотека (1500 томов), начало которой Ступин положил, еще учась в Академии. Библиотека была разнообразна: преобладали в ней книги исторические, затем шли ежемесячные периодические издания, таким образом, ученики могли знакомиться с современной русской литературой, далее – книги философские и «нравственные», книги по живописи и архитектуре и так далее, вплоть до медицинских и юридических сочинений. Особое внимание было уделено театральному отделу. Это позволяло ученикам много заниматься и самообразованием.

Театр – это еще одно уникальное направление деятельности школы. Его организовал сын Ступина – Рафаил Александрович, который страстно увлекся театром и всякого рода декламациями еще в Петербурге, обучаясь в Академии художеств, где, будучи студентом, активно участвовал в постановках театра при этом учебном заведении. Он же, по возвращении домой, ввел в школе два новых класса – перспективный и натуральный. А вот как вспоминает Рафаиловский театр ученик школы, бывший крепостной, известный художник и преподаватель рисования Иван Кондратьевич Зайцев в «Записках старого учителя»: «И вот я в Арзамасе, в школе Ступина. С этого дня началась моя новая жизнь – и какая жизнь!… Каждый год, на святках, у нас непременно устраивался театр — и какой театр! Заезжие труппы перед ним пасовали; арзамасская публика была от него в восторге. Роли девиц, вообще женские роли, исполнялись нами же и до того искусно, что однажды приехавшие в отпуск два офицера, один Бутурлин, другого не упомню, забрались было за кулисы, с целью де поблагодарить Лизу за искусную игру, ну и, конечно, познакомиться с хорошенькой девушкой; но когда эта Лиза, снявши платье, представилась им в мужском дезабилье, то они растерялись и с удивлением спросили: как, разве это вы были Лизой? — вышла закулисная комедия! сколько было смеха!

Три незабвенных в моей жизни года не прошли, а пролетели в арзамасской школе, и я снова должен был возвратиться к той неприглядной и постылой жизни, какую проводил прежде».

В школе всегда царили мир, понимание, благородство, доброта. Из воспоминаний крепостного ученика Зайцева: «В школе не было различия между свободными и крепостными. Жили, как говорится, душа в душу, один за другого готовы были умереть. Старшие товарищи заботились о вновь поступивших, а те в ответ относились с почтением… Сам г. Ступин был человек отличный, добрый, деликатный и гуманный…а потому и помощники его и старшие ученики были такие же. Не могу назвать ни одного случая, чтоб кто-нибудь из них когда-нибудь позволил себе не только щипнуть или ударить кого из учеников, но даже выбранил кого неприлично, а уж о телесном наказании и говорить нечего – и не слыхано!». Академик заботился, чтобы его ученики получили не только художественное, но и светское образование. Для изучения русского языка, географии, гражданской и священной истории Ступин нанимал учителей из Арзамасского уездного училища.

За 60 лет существования школы ее выпускниками стали 168 человек, 88 из них – крепостные крестьяне, которые по законам того времени не имели права обучаться дальше и ставить авторство на работах, именно поэтому более половины из сохранившихся картин учеников с подписью: «Неизвестный художник». Но при содействии Ступина, общество поощрения художников помогало некоторым талантливым крепостным получить откуп и развивать дальше свое творчество. Несколько учеников, как и сам Ступин, окончили Академию художеств, кто-то открыл подобные школы на своей родине, кто-то стал преподавателем, как Зайцев и др. 5 человек получили звание «Академика». Ступин так пишет о своих учениках: «Среди них были особенно талантливы Григорий Мясников, Николай Алексеев, Василий Раев, Иван Зайцев, Иван Макаров и другие. Мне приятно видеть заслуги наши на пользу художеств в Отечестве и я вполне убежден, что последние свои силы мы употребим содействию успехам и продолжению существования школы нашей». А самым известным учеником стал В.Г. Перов, один из основателей движения передвижничества в России.

Усердие и достижения Ступина не остались не замеченными: в 1812 году по предложению конференц-секретаря Лабзина и представлению министра просвещения Александр Васильевич награжден орденом св. Владимира 4-й степени. В феврале 1834 года по представлению Академии художеств и ходатайству министра Императорского двора, ему был пожалован орден св. Анны 3-й степени, как «Заводителю дела необыкновенного».  Ступин был счастлив, что достиг главной цели своей жизни – быть полезным обществу.

Александр Васильевич Ступин скончался в 1861 году, прожив 85 лет, и был похоронен на Всехсвятском кладбище Арзамаса. После кончины его, в 1862 году Николай Алексеев закрыл школу, забрав в Петербург лучшие картины и часть учебных пособий. В здании школы до начала XX века располагалось Троицкое приходское училище…

Прошло 217 лет со дня основания его школы, но интерес к личности самого Александра Васильевича, к наследию его школы не угасает до сих пор. Без сомнения, первая провинциальная художественная школа оказала огромное влияние на развитие искусства, культуры, истории города, но и страны.

Сегодня по всей России насчитывается уже более 60 000 художественных школ. В 1948 году художественная школа открылась и в Арзамасе. Она с честью носит имя своего знаменитого земляка. Память академика Ступина глубоко чтят в Арзамасе. Главное наследие – картины его учеников украшают собрание историко-художественного музея г. Арзамаса и других российских музеев.

Фото из фондов Историко-художественного музея г. Арзамаса: В.Т. Маркианов «Прием в школу Ступина» 1960 год


Литература

  1. Собственноручные записки о жизни академика А.В. Ступина // Щукинский сборник. Вып. III. — М., 1904. – С. 369-482.
  2. Н.М. Щегольков. Исторические сведения о городе Арзамасе. – Арзамас., Тип. Н. Доброхотова, 1911. – С. 232-237.
  3. И. К. Зайцев. Воспоминания старого учителя //Русская старина.  Т. 54. 1887, № 6.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на официальный сайт Православной краеведческой конференции «Щегольковские чтения» обязательна

Перейти к верхней панели