Ксения ПУДКОВА, Екатерина РЯБОКОНЕВА |

Доклад на VI Щегольковских чтениях: «Образование в Арзамасе: как учились наши деды » |

Страницы история

Города, как и люди: у каждого своя история, свое прошлое. Старинные улицы, деревянные дома с резными наличниками, величественные храмы, золоченые купола церквей и монастырей — все это венчает прекрасный город Арзамас. На фоне современных зданий как-то совершенно по-особенному вырисовываются фасады домов, построенных более века назад. Памятники архитектуры и зодчества, административные здания… Задумайтесь, а ведь стены каждого из таких зданий хранят подчас удивительную историю и многое могут «рассказать» о том, что не приметно взору простого обывателя.

На одной из старых улиц города — улице Сальниковой (ныне К. Маркса) расположено четырехэтажное каменное здание. «Возраст» у здания немалый, а мемориальные доски, установленные на фасаде, свидетельствуют о том, что здесь когда-то учились выдающийся русский педагог и общественный деятель В.П. Вахтеров, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский).

В соответствии с «Духовным регламентом», утвержденным Петром I в 1721 году, в России «предписывалось учреждать всесословные училища во всех епархиях при архиерейских домах (архиерейские школы) и монастырях». Обучаться в них, «в надежду священства», обязаны были дети духовенства. Те из детей, которые уклонялись от обучения в этих школах, исключались из духовного сословия.

Согласно уставу, учрежденному Комиссией духовных училищ в 1808 году, все духовно-учебные заведения делились на три группы: низшие — духовные училища (уездные и приходские), средние — духовные семинарии и высшие — духовные академии.

Духовные училища предназначались для первоначального образования и «подготовления детей к служению православной церкви». Как учреждения «подготовительные для лиц, имеющих поступить в семинарию», училища находились в «живой и нераздельной связи с семинариями». Содержались они на средства, изыскиваемые духовенством каждой епархии, и находились в ведении епархиального архиерея под общим управлением Святейшего Синода. Непосредственное попечение об училищах вверялось местному духовенству. «Учебно-воспитательная часть находилась под руководством местных семинарских правлений», а непосредственное управление вверялось смотрителю (и его помощнику) и Правлению (в составе смотрителя и учителей), «ведающему дела по учебной, нравственной и хозяйственной части». Число духовных училищ в каждой епархии зависело от средств ее и потребностей местного духовенства.

В училища принимались дети православных духовных лиц бесплатно, а из других сословий — с платой. Училища имели 4 класса, учебная программа приближалась к программе четырех классов гимназий.

В 1720 году по распоряжению Нижегородского епископа Питирима в Арзамасе при Спасском монастыре открылась школа для детей духовенства.

В 1815 году положено начало Арзамасскому духовному училищу. «В течение двух лет выстроен для него в Спасском монастыре каменный корпус на собранную сумму, за что архимандрит Александр в 1818 году удостоился архипастырской благодарности и был представлен к ордену Св. Анны».

Из-за недостатка помещения, занятия первоначально посещали только малограмотные ученики, а более подготовленные, в числе которых были даже юноши, уже занимавшие места сельских дьячков и пономарей, распущены по домам для выполнения своих служебных обязанностей. Настоящие занятия начались лишь с 11 сентября 1822 года, после открытия приходского духовного училища. Уездное же открылось в 1837 году, когда архимандриту Александру было вверено управление обоими училищами. «Слава Богу! — писал он своему другу в Москву, — есть кому петь в монастырском храме: в моей арзамасской академии с лишком 200 мальчиков». С увеличением числа учащихся и желающих получить духовное образование неоднократно поднимался вопрос о строительстве нового каменного здания для училища и бурсы при нем. Уже с 1840-х гг., перемежаясь, идут, как значатся в архиве училищном, дела о капи­тальной поправке училища или устройстве его на другом месте, — особенно при о. архимандрите монастыря Амфилохии и смотрителе училища священ­нике Александре Тихомирове. В 50-х гг. XIX века к зданию училища с север­ной стороны был пристроен, стараниями учителя Николая Иорданского, ко­ридор с продольными оконными стенами. Далее оказалось, что середина юж­ной стены опустилась в основании своем и отошла в верхней части от попе­речных капитальных стен; образовались трещины в местах соединения по­толка с продольной стеной и продольной стены с поперечными стенами; бал­ки, а вместе с ними и потолки, грозили падением.

В 1862 г. настоятель Спасо-Преображенского монастыря о. архимандрит Иоаким, назначенный смотрителем училища, частью на собственные средства по его докладу Высшему Начальству, частью на пожертвования окружно­го духовенства, исправил прежнее училищное здание, подбелив, подмазав, где потребовалось, подведя под отходившую стену три каменные новые контрфорса и положив поверх потолка новые балки и стропила и скрепив их между собою железными связями и костылями. Согласно представлению Высшему Начальству о. архимандрита Иоакима, училище было опять переведено в прежнее здание в Спасо-Преображенском монастыре. Так здание Училища просуществовало до реформы духовно-учебных заведений в 1867 г. В сем году на деньги окружного духовенства, в размере около 600 руб., были сделаны внутри приспособления классов училища по новому преобразова­нию, с покрытием новым железом всей крыши здания. Но корпус здания остался тот же. Отсюда выпало, что коридор, пристроенный с севера, начал от­ходить к северу, а стены к югу. Крыльцо, пристроенное к корпусу с южной Стороны в 1867 г., настолько оказалось прогрессивнее главного корпуса в своем движении, что в 1873 г. отошло от корпуса, оставив промежуток между ним и корпусом на пол-аршина, так что его принуждены были отломать, за­делав отверстие в стене. Не помогли, таким образом, и контрфорсы. Стены с каждым годом давали трещины то в тех, то в других местах, и в главных ка­питальных стенах, и во вновь устроенных перегородках; ремонт производил­ся ежегодно; и замазывались и подмазывались трещины, и подводились раз­личные подпорки, и ставились столбы под балки: корпус все трещал и давал новые трещины.

Вынужденное, наконец, боязнью за жизнь детей, обучающихся в сем здании, Правление училища в 1879 г. вследствие официального предложения ревизора учебного комитета при Святейшем Синоде Миропольского и со­гласно журнальному определению Правления училища от 13 марта, утвер­жденному его Преосвященством, пригласило гражданского инженера г. Неймана, который, в присутствии всех наличных членов Правления училища смотрителя училища Николая Штернова, помощника смотрителя Ксенофонта Толгского, учителя Владимира Введенского, священников Иоанна Лаврова и Алексея Виноградова, исполняющего должность исправника г. Арзамаса Николая Де-Вилленева и арзамасского городского головы Афанасия Колесова; и Я осматривал здание духовного училища и нашел: 1) «Каменные наружные стены выпучились наружу во многих местах, и особенно в стене по линии монастырской ограды, проявились в оных трещины, несмотря уже на поддерживающие ее подпорные столбы (утолщения), все-таки в верхней своей части вышли с отвесного положения, то не представляя подлежащей связи поперечными стенами и переборками, не могут служить надежною поддержкою потолочным балкам со стропильною связью и крышею». 2) «Самые потолки, по всему зданию осевшие, представляют выпуклость вовнутрь, так каш некоторые балки сдвинуты со своих первоначальных гнезд вследствие выпучения стен, и от гнили своих концов на стенах, то и дали довольно видимым прогиб». 3) «Пристроенного коридора деревянные стены от совершенной гнили покачнулись и покоробились, а потолок и полы повсеместно от гнили лежней, совершенно осевшие, представляют неровную поверхность. По вышеизложенному здание это и от долголетнего существования своего в настоящее время пришло в ветхость до той степени, что угрожает случаем обрушения какой-либо части и представляет опасность для учащихся и пребывающих в оном».

Неразрешаемая в течение многих лет дилемма: восстанавливать аварий­ное здание или строить новое в другом месте была почти устранена уступкой монастырю участка земли площадью в 1.710 кв. сажен на восточной окраине, утвержденного за училищем Святейшим Синодом указом от 9 мая 1881 г. Взамен  училище передавало монастырю для хозяйственных нужд свое старое здание и 113 кв. сажен земли, граничившей с базарной площадью.

В 1884 году духовенство Арзамасского училищного округа покупает под здание училища за 10 тысяч рублей дом у купца Нестерова и «местность со строениями и угодьями на ней у госпожи Рачинской за 6000 рублей».

Вот что писал об училище дьякон Нижегородского Ярмарочного Спасского собора Александр Снежницкий: «Арзамасское духовное училище находится в первой городской части, на Сальниковой и Алексеевской (ныне Свободы) улице. Корпус каменный, двухэтажный с антресолями. В нижнем этаже, в западной половине, помещается квартира смотрителя училища, о шести комнатах; в восточной половине: правление училища, библиотека, архив, кухня, коридор с лестницей в верхний этаж. В верхнем этаже: коридор, разделяющий этаж на половины: восточную и западную, шесть комнат в обеих половинах, по три на стороне, занятых классами. В антресолях: коридор, комнаты учительская и служительская, мерой корпус 9 на 7 саженей. Пристрой к зданию училища, с северной стороны, каменный, двухэтажный. В нижнем этаже: кладовая при квартире смотрителя, коридор, комната для служителя и очистительная комната. Из сего этажа ведет чугунная лестница в верхний этаж. Службы при сих зданиях: деревянная кухня, в которой проживает дворник, два амбара для склада вещей, дровяной сарай, два конюшника, баня, два ледника, каретник, хлев, сенница. Сад при училище с беседкой. Училищный общежительный дом находится на Сальниковой улице, при въезде в город с севера. Корпус деревянный, с подвальным этажом и антресолями. Деревянный флигель больничный, двухэтажный, на каменном фундаменте, с мезонином. В верхнем этаже его: две больничные палатки, аптекарская комната, она же и приемная для больных, квартира фельдшера… При общежительном доме имеется березовая роща с прудом и фруктовый сад».

В 1897 году приступили к постройке нового каменного здания для духовного училища. Автором проекта стал архитектор А. Кудинов.

Из «Летописи» Н.М. Щеголькова: «7 августа. Произведена закладка нового здания для духовного училища в Сальниковой улице. Закладка произведена весьма торжественно. После литургии, совершенной в ближайшей церкви Спаса Нерукотворного Образа архимандритом Спасского монастыря Василием, на место закладки совершен был крестный ход, в котором приняли участие 23 священника»4.                                                              Строительство и отделочные работы продолжались в течение двух лет, окончательная отделка здания завершена к осени 1899 года.

Арзамасское духовное училище являлось низшим духовным учебным заведением с 4-мя классами обучения и одним приготовительным классом, существовавшим на средства духовенства.

Руководство училищем было возложено на инспектора Нижегородской духовной семинарии Михаила Пальмова и правление, в состав которого входили: смотритель училища — статский советник, кандидат богословия Алексей Милосердии, помощник смотрителя — коллежский советник Владимир Руднев, надворный советник Владимир Введенский (от учителей), священник Благовещенской церкви Иван Троицкий (от окружного духовенства). 

Учебный процесс и быт 

Согласно определению, воспитание — это преднамеренное воздействие кого человека на ребенка, имеющее целью довести его до той доли самостоятельности, которая необходима ему для исполнения своего назначения человека на земле. Воспитание тесно связано с обучением; многие его задачи достигаются, главным образом, в процессе обучения, как важнейшего воспитательные средства.

В 1867 и 1884 гг. принимались новые уставы духовных училищ; на их основании срок обучения оставался прежним, а изменения затрагивали, глав­ам образом учебную программу. Стремление представителей духовенства дать своим детям не только духовное, но и светское образование привело к тому, что в 1884 г. программа преподавания в училище была максимально приближена к программе трех младших классов классической гимназии.

При анализе отчетов о состоянии училища в учебно-воспитательном и религиозно-нравственном отношении за 1881-1882 и 1892-1893 учебные годы видно, что уровень религиозно-нравственного состояния был удовлетвори­тельным. В целом, в религиозном отношении ученики были безупречны: аккуратно посещали богослужения утром и вечером, перед обедом, ужином и после них читали молитвы, соблюдали посты, исполняли христианский  исповеди и причастия. В обыденной жизни старались показать сдержанность  и аккуратность, к училищному начальству и наставникам были почти доверчивы, к посторонним вежливы.

Штат учителей и наставников духовного училища насчитывал (в разные годы) от 9 до 12 человек.

В распоряжении учителей и учащихся была фундаментальная училищная и ученическая библиотеки. Первая содержалась на средства Окружного духовенства, за счет официальных и частных пожертвований деньгами, книгами и учебно-методическими пособиями для преподавателей. «В фундаментальной библиотеке имеется 898 названий, в 1183 экземплярах, в 1494 томах, атласов 10 названий, 55 стенных карт, 4 глобуса, арифметический ящик в 1000 кубиков, периодических изданий 22 названия, в 146 экземплярах, в 495 томах и 529 брошюр».

Ученическая библиотека содержалась на денежные пожертвования со стороны самих учеников, собираемых с них 3 рубля в год; на проценты с казенных епархиальных сумм, а также официальные и частные пожертвования деньгами и книгами как со стороны служащих при училище лиц и окружного духовенства, так и лиц посторонних, не принадлежащих к училищу. «Книг в детской библиотеке 385 названий, в 595 экземплярах и в 681 томах, периодических изданий 20 названий и 289 томах».

При поступлении в училище (в приготовительный класс), дети должны были сдавать вступительные экзамены. Не все, из «державших испытание», успешно справлялись с заданиями. К примеру, в 1898 году, из 48 — «6 учеников не приняты по причине слабой подготовки: они мало знают молитв, очень слабо читают по-русски и по-славянски и весьма плохо соображают по арифметике».

Занятия в училище начинались с сентября и заканчивались в июне переводными экзаменами. Согласно именному списку, хранящемуся в архиве, в училище поступали дети духовенства (священников, пономарей, псаломщиков, дьячков) юга Нижегородской губернии, обучавшиеся бесплатно, и иносословные, с которых взималась плата в размере 57 рублей.

Из сметы прихода денежных средств на содержание училища:

«Пищевое довольствие ученика стоит 36 рублей в год, каковая сумма и назначается по смете расходов на 1903 год на содержание ученика, пользующегося епархиально-коштным содержанием, лишние 21 рубль на каждого пансионера полагается за содержание прислуги, за помещение, воду, отопление, освещение и другие расходы по содержанию дома» (общежития).

Основные предметы, преподаваемые в духовном училище: церковный устав с кратким изъяснением богослужения Православной церкви, катехизис, священная история, русский язык с церковнославянским, греческий и латинский языки, арифметика, география, чистописание и церковное пение.

Каждый ученик, за исключением епархиальных пансионеров, «при отправке из родительского дома, должен быть снабжен необходимыми вещами: 3-мя парами белья, 3-мя полотенцами, 3-мя носовыми платками, 3 или 4 парами подверток или чулок, крепкими кожаными сапогами, черным или серым костюмом, картузом из черного сукна и таким же верхним пальто, учебными и письменными принадлежностями».

Ученикам, возвращавшимся с каникул в училище, родители и «заведующие воспитанием» обязаны были представить в правление справку о состоянии здоровья ребенка, «не подвергался ли их сын или кто-либо из семьи во время отпуска следующим заболеваниям: корь, скарлатина, дифтерит, оспа, краснуха, с обозначением месяца и дня окончания болезни».

По указу Св. Синода ученики духовного училища (во время пребывания в родительском доме) обязаны «посещать богослужение, читать и петь на клиросе и прислуживать в алтаре, а в Страстную седмицу исповедоваться и приобщаться Св. Таин», о чем должны -.представить удостоверение от местных священнослужителей училищному начальству.

По воскресеньям и праздничным дням все ученики должны были убираться в училище; оттуда, построившись по два в ряд, под наблюдением руководством помощника смотрителя или одного надзирателя шли в церковь, где каждый вставал на специально отведенное место.

Лучшие ученики училища, а также ученики с безупречным поведением награждались книгами Священного писания, некоторым также выдавалась стипендия.

В то же время некоторые ученики допускали неряшливость в одежде, небрежность в ученических обязанностях, забывчивость и невнимательность к замечаниям наставников. Для искоренения и исправления проступков учеников училища применялись все воспитательные меры и средства.

При выборе мер взыскания против провинившихся учеников инспекция и правление училища всегда руководствовались, главным образом, тем, чтобы каждая мера наказания соответствовала проступку ученика, его индивидуальным особенностям. К мерам наказания относились: внушение, строгое внушение, предупреждение об оставлении без казенного желания, карцерное заключение, карцерное заключение с лишением права в епархиальной квартире вместе с другими учениками. Увольнение из училища применялось только в том случае, когда виновный мог своими поступками оказывать дурное влияние на других учеников.

Общежития при училище не было, поэтому часть учеников проживали в  съемных квартирах. В таких квартирах, например, жили ученики, пользовавшиеся пособием от духовенства. Это пособие могло полным (его сумма 1881-1882 гг. составляла 60 руб., в 1892-1893 гг. — 75 руб.) или половинным (в 1881-1882 гг. — 40 руб., в 1892-1893 гг. — 55 руб.). В съемных квартирах проживали также пансионеры, т.е. ученики, за содержание которых в квартирах деньги в правление училища вносили родители, родственники или опекуны.

При приеме детей на епархиальное содержание правление училища принимало во внимание не только бедность родителей, но также поведений успехи их детей. При размещении вместе двух учеников одного класса старались сделать так, чтобы они могли помогать друг другу в учебе. Некоторые ученики жили в своих квартирах, родительских домах или домах родственников. К 1898-1899 учебному году ученики жили в зданиях, временно приспособленных для общежития: первое здание принадлежало училищу, а второе было снято на один год у Арзамасского общественного банка.

Наставники с помощью смотрителя училища по очереди посещали ученические съёмные квартиры. При посещении квартир внимание обращалось на поведение учеников, их занятия, а также на содержание и состояние квартиры. В обязанности смотрителя и помощника смотрителя было написано не помещать учеников в грязные, сырые и темные квартиры, выбирать честных и заботливых хозяев. Ученикам было запрещено спать на полу, лавках и нарах. Каждый должен иметь свою кровать, мочальный или сованный тюфяк, подушку с наволочкой, простыню и одеяло. Споры и недоумения, возникавшие между хозяевами квартир и учениками, должны были разбираться и искореняться. Все квартиры должны были быть по возможности сгруппированы вблизи училища. Помощник смотрителя распоряжался отпуском учеников (в свободное от занятий время) в город за покупками  и за другими надобностями, а также отпускал детей в праздничные дни к родителям и родственникам. В летний период помощник смотрителя с надзирателями ходили вместе с учениками на народные гулянья.

Ежегодная плата за содержание учащихся назначалась правлением. Дети священников и причетников, оставшиеся сиротами, или совершенно освобождались от платы, или содержались за уменьшенную плату. В училище принимались и дети прочих сословий. Приходящие ученики допускались только в том случае, если они проживали у родителей или у самых близких родственников.

Еще одной очень важной обязанностью Духовного училище была подготовка учителей. Претенденты на звание учителя или учительницы церковно-приходской школы экзаменовались в Правлении Арзамасского Духовного Училища. Для этого необходимо было написать прошение на имя Смотрителя Арзамасского духовного училища. К прошению требовалось приложить свидетельство о ранее полученном образовании (от этого зависело полный или сокращенный курс экзаменов нужно было пройти), метрическую выписку о рождении и крещении, свидетельство о бытии у исповеди и Св. Причастия. Помимо этого отдельные лица предоставляли свидетельства из Полицейского Управления о том, что под судом и следствием не состояли и не состоят (свидетельство о политической благонадежности) и удостоверение о принадлежности к тому или иному обществу (например, ремесленному) или званию.

После предоставления всех необходимых сведений Правление Арзамасского духовного училища назначало экзамены. Сокращенному курсу испытаний соответствовали: устные экзамены по русскому языку и арифметике, письменные работы по русскому языку и арифметике, а также пробные уроки по русскому языку и арифметике. Экзаменующиеся по полному курсу должны были сдавать еще и устные экзамены по: Закону Божьему, Русской гражданской истории, географии, чистописанию.

В Арзамасском госархиве хранятся письменные экзаменационные работы по русскому языку и арифметике 1909 и 1911 гг. Тематика сочинений следующая: «Учитель и его первый выпуск учеников школы», «У страха глаза велики», «Прием детей в сельскую школу». Экзаменующиеся должны были сначала составить план сочинения, а потом в соответствии с этим планом написать само сочинение. Работы проверялись сначала учителем русского языка, затем Смотрителем училища и еще одним из членов экзаменационной комиссии. В табель экзаменационных баллов выставлялись все три оценки, и выводился средний балл.

Письменные работы по арифметике состояли из двух заданий. В первом задании следовало написать определение математического правила или понятия, а во втором — решить по этому правилу задачу. Приведем тематику заданий: «Правило пропорционального деления», «Правило смешения», «Понятие раздробления», «Правило процентов», «О делении составных именованных чисел», «Обращение обыкновенных дробей в десятичные», «Изменение членов геометрической пропорции без нарушения ее», «Приведение дробей к общему знаменателю». Задачи для экзамена брались из задачника Малинина и Буренина. По итогам письменной работы также выставлялись три оценки, и высчитывался средний балл.

По результатам всех устных и письменных экзаменов Правление Арзамасского духовного училища выставляло общий средний балл и решало, достоин ли испытуемый звания учителя или учительницы церковно-приходской школы. Успешно сдавшие все экзамены получали установленной формы свидетельство за подписями и печатью Правления Арзамасского духовного училища и могли преподавать в церковно­приходских школах.

Духовное училище осуществляло своё служение церкви в духе православных традиций. Учащиеся постигали здесь ту мудрость, которая помогала нам жить христианской жизнью.

Из известных выпускников Арзамсского духовного училища можно назвать Патриарха Сергия (Страгородского) и выдающегося педагога В.В. Вахтерова.

Училище просуществовало до 1918 года, когда сюда въехал штаб Восточного фронта Красной Армии. Тогда же была ликвидирована домовая церковь, первая в Арзамасе, которую новая власть пустила «под нож».


Список литературы и источников

Государственный архив Нижегородской области №2, город Арзамас (ГАНО) Фонд № 26, Опись 1, дела № 22, 30, 86, 94, 123

Щегольков Н.М. Исторические сведения о городе Арзамасе, Арзамас,

Типография Н. Доброхотова, 1911. Репринтное издание

Еремеев П. Арзамас – городок. Арзамас, 1998

Вахтеров В. А. Избранные педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1987

У истоков духовного наследия: документы и материалы/ авт.-сост. М.В. Аникина, Е.П. Титков: АГПИ им А.П. Гайдара. – Арзамас, 2009

Панкратов В. Жребий пастыря. – Арзамас, 2007

http://arzamas-rajon.ru/duhovnoe-pravoslavnoe-uchilicshe.rhml


При цитировании ссылка (гиперссылка) на официальный сайт Православной краеведческой конференции «Щегольковские чтения» обязательна

Перейти к верхней панели