Анна ЧУДАКОВА |

Доклад на VI Щегольковских чтениях: «Образование в Арзамасе: как учились наши деды » |

Василий Порфирьевич Вахтеров родился в 1853 г. в Арзамасе Нижегородской губернии, на южной окраине города в Бутырской слободе (далее ул. Южная, а с 1970 г. –ул. Вахтерова).

Отец Василия Пестровский Порфирий Михайлович, позднее сменивший фамилию согласно занимаемой должности, на фоне отсутствия постоянного места службы и, как следствие, финансового неблагополучия привносил в семейную жизнь «жестокие нравы». Вася и две его сестры жили в унижении и бедности, в любой момент могли погибнуть от холода и недоедания. Позднее Вахтеров вспоминал, что отец, человек по-русски щедро одарённый природой, начитанный, незаурядный, «с ярким темпераментом, с большой фантазией», сгубил себя гордыней, несбыточными химерами и пьянством [2].

Особую роль в духовном становлении Василия Порфирьевича сыграла его бабушка Ольга, олицетворяющая для внука «всю нищую братию», «богомольцев за мир», реальное сострадание и бескорыстие. Первейшими «воспитателями» Вахтерова-подростка были и уличные мальчишки: однажды они даже столкнули его в прорубь, а потом сами же и вытащили оттуда [2]. Ужас перед жестокостью отца, страх и боль за любимую мать наложили отпечаток на психику Василия Порфирьевича: больше всего он боялся оказать давление на кого-нибудь и горячее всего защищал свободу личности и особенно личности ребёнка как неумеющего защитить себя [1]. По мнению ряда исследователей становления В. П. Вахтерова значимое влияние на его педагогические воззрения оказали именно период детства и отрочества: неприятие телесных наказаний в педагогике, муштры.

В 8 лет Василий Вахтеров становится учеником Арзамасского духовного училища при местном Спасо-Преображенском мужском монастыре. Сам процесс обучения не привлекал мальчика. За нерадение к учёбе секли розгами. Но именно в училище Василий открыл такую спасительную радость для души как Книги – особую «школу для бедных». К сожалению, в то время в Арзамасе не существовало публичных библиотек, были лишь монастырские, закрытые для горожан. Первая публичная библиотека в Арзамасе организована в 1861 г. при содействии городского Благочинного протоирея Иоанна Сахарова [2].

Чтение стало верным другом и послужило «точкой опоры» в дальнейшей судьбе Вахтерова. «Со слезами в голосе» он заучивает наизусть стихи Н. А. Некрасова:

Жаль разумное божье созданье,

Человека в грязи и с сумой.

В этих строках ясно прослеживается восприятие народа Вахтеровым.

Бесконечная вера в книгу и библиотеку – это «арзамасское зерно» неудержимо прорастает в 13-летнем подростке. Оно делает его «странником» в поисках Земли обетованной – счастливой страны Книг и Знаний. В три дня, пешком, Вася Вахтеров прошёл от Арзамаса до Нижнего Новгорода, чтобы поступить в Нижегородскую духовную семинарию. Новые впечатления и знакомства порождают в душе подростка идеи и сомнения. Ответы он по-прежнему ищет в книгах, как в русской, так и зарубежной литературе, посещает народнические кружки, беседует с умным «сознательным рабочим», в конечном итоге оставляя учёбу и теряя благосклонность своего отца. В 16 лет Василий обретает умственную и материальную независимость. Его жизненным компасом становится беззаветная преданность Идее – только грамота и просвещение, образование и воспитание помогут народу «жить хорошо», изгнать нужду и невежество.

В 19 лет Вахтеров назначен учителем в Васильсурское городское начальное училище. Впоследствии Вахтеров был переведён в народное училище Ардатова Нижегородской губернии, где как учитель он уделяет особое внимание вопросу женской эмансипации. Василий Порфирьевич убеждён, «что обучить девочку, будущую мать семейства, значит сделать грамотным всё её потомство». Молодой педагог направляет всю свою энергию и энтузиазм для организации первой в Ардатовском уезде женской школы, где преподаёт бесплатно. Развёртывает деятельность по открытию библиотек в училищах, уделяя внимание вопросу финансирования Центральной уездной библиотеке [2]. Однако ратуя за пополнение библиотечных фондов, в том числе и современной литературой, Василий Порфирьевич сталкивается с препятствием в лице Александра Николаевича Карамзина, влиятельного богатого землевладельца и благотворителя, приверженца домостроевской педагогики, который счёл список предложенной Вахтеровым литературы излишне смелым.

Тем не менее, карьера Вахтерова «идёт в гору». За просто учителем следует должность учителя-инспектора, а затем директора училища.

Вахтеров верил, что невежество, нравственные и социальные пороки можно уменьшить культурным самообразованием и самовоспитанием, осознанным стремлением человека к свободе и развитию своих умственных способностей. Что, изменившись сам, человек изменит и среду вокруг себя. Русская национальная педагогика с её духовно-нравственными идеалами должна обогащаться достижениями мирового опыта воспитания поколений [2]. В основе учений Василия Порфирьевича лежит идея самоактуализации и гуманности. В одной из глав своих «Основ новой педагогики» — «В поисках призвания» — ученый писал: «Найти свое призвание, — это значит найти свое настоящее место в мире людей, найти свой любимый путь, обеспечить себе наиболее успешную и плодотворную работу, найти русло, являющееся самым естественным и удобным для проявления нашей творческой энергии» [4].

Среди «опасностей» старой школы, препятствующих «поиску призвания» он видел непреодолимое отвращение к учению из-за игнорирования способностей, наклонностей и интересов учащихся, апатия, скука, ухудшение здоровья из-за физической пассивности, отупение школьников вследствие преподнесения им того, что согласуется с «неподвижными педагогическими нормами» и с «застывшими догмами» как следствие авторитарного отношения к личности ребёнка [3].

В 1890 г. Василий Порфирьевич приглашён в Москву, где продвигает идею наглядности в методике преподавания. Его новации предполагают использование в обучении «волшебных» проекционных фонарей, организацию системы музеев в школах, городах, уездах, где могут быть открыты разнообразные опытные участки (по садоводству, метеостанции, справочное бюро по изучению местной флоры и фауны и т.д.). Воспитательные идеи Вахтерова также направлены на избавление школы и её метод от характера рутинности, зубрёжки. Предложено проведение школьных праздников, на уроках используются новые технологии, призванные заинтересовать детей.

В Московском Комитете Грамотности Василию Порфирьевичу доверен пост Товарища (т.е. заместителя) Председателя. На заседаниях МГК оживлённо обсуждается «больной» вопрос для всей страны – необходимость всеобщего и обязательного обучения.

Волнения в предреволюционной России не могли не коснуться такого деятельного человека как Вахтеров. Василию Порфирьевичу «прямо инкриминировалось допущение к учительской деятельности уже не только неблагонадёжных учителей, но явных революционеров». Несмотря на произведение Вахтерова за выслуги в «надворные советники со старшинством» в 1896 г. Департаментом полиции был найден довод, связанный с содержанием одного из писем Василия Прокофьевича, открывший возможность для преследования столь популярного педагога. Вахтеров был вынужден выйти в отставку.

Находясь под негласным полицейским надзором, Вахтеров не прекращает своей работы, хотя его возможности существенно ограничены, его заслуги по-прежнему признаются в обществе. В 1897 г. в зале московской гостиницы «Континенталь» состоялось чествование 25-летия его общественной и педагогической деятельности, где присутствовали как профессора, так и попечители школ, представители прессы.

Особое внимание стоит уделить вышедшим в эти насыщенные тяжёлые, но в то же время плодотворные годы для Вахтерова, трудам «Внешкольное образование», «Всеобщее обучение» и «Русский Букварь».

21 декабря 1898 г. в селе Новый Усад под Арзамасом была открыта одна из первых библиотек имени Вахтерова, к сожалению, не сохранившаяся до наших дней [2].

Именно в 1898 году публикуется основополагающий очерк Василия Порфирьевича «Нравственное воспитание и начальная школа», в центре которой – уважение и любовь к личности ребёнка. Прежде всего, по Вахтерову из школы необходимо изгнать зубрёжку, страх телесного наказания, насаждавший, по его мнению, рабскую психологию. Школа должна, прежде всего, воспитывать, а не дисциплинировать. Наилучшим же средством поддержания дисциплины является интерес детей к классным занятиям. Обучение должно развивать мышление и воображение ученика, способность и побуждение к тому, чтобы добывать знание самому. Однако при этом Вахтеров не поддерживает идеи Л. Н. Толстого о бесконтрольности «свободного воспитания», обращаясь к необходимости как соблюдения прав детей, так и возложения на них конкретных обязанностей.

Что нужно для воспитывающего обучения? Учитель – образец для подражания. Учитель воплощает в себе культуру воспитания, компетентность, человеческие идеалы [2].

Учитель, работающий по шаблону, при отсутствии твёрдости духа, уверенности в идеалах способен воспитать лишь столь же потерянного слабого ученика.

Описывая «хорошего учителя», Вахтеров поддерживает воззрения своего великого предшественника в русской демократической педагогики – К. Д. Ушинского: действительно хорошего убеждённого учителя ничем заменить невозможно – ни учебниками, ни нравоучениями, ни системой наказаний и поощрений. Педагог в равной степени принадлежит искусству и науке. Сила его уроков – в органическом воздействии на ум и сердце ученика — на сознание и чувства одновременно. Учитель с персональным обаянием, оригинальным характером и значительным жизненным опытом – «плодотворный луч солнца для молодой души». Педагогу недостаточно быть интерпретатором готовых идей, он должен быть новатором в своей области [2].

Первым помощником авторитетного учителя в воспитании, развитии идеалов Вахтеров считает художественную литературу, откуда ученики узнают «…о людях труда и энергии, о борьбе и жертвах, принесённых ими для осуществления своих заветных целей…». Однако не меньшее значение Василий Порфирьевич отводил знаниям, опыту и наблюдениям.

Всего Вахтеровым написано 13 книг, 7 учебников, 70 обширных статей: «На первой ступени обучения», «Предметный метод обучения», «Спорные вопросы образования» и др.

Народное образование В. П. Вахтеров отождествлял с «благородной работой» по очеловечиванию народных масс. Многие из его идей по-прежнему актуальны в наше время.

Тяжёлые условия, нищета, страх, обнажающие в человеке самые низменные порывы, не смогли отвратить педагога от стремления помочь людям: «Народ, несмотря на свою дикость, грубость, бессердечность и подчас прямо-таки жестокость, напластованную на него историей, всё же сохранил в глубине души искру божию, красоту человеческого образа, большой запас энтузиазма и рвётся к свету, ищет идеалов».

Идеалом и призванием самого В. П. Вахтерова стала воспитывающая педагогика, способствующая развитию и самообразованию личности.


Список использованной литературы:

  1. Вахтерова Э.О., Вахтеров, В.П. Воспоминания из моей жизни [Текст] // Издательство Академии педагогических наук РСФСР, М. – 1961 г. – 368 с.
  2. Пучкова Г. А., В. П. Вахтеров. В поисках призвания. Биография и литературно-публицистическая деятельность педагога-просветителя. Монография [Текст] // Г. А. Пучкова; АГПИ им. А. П. Гайдара. – Арзамас: АГПИ, 2008. — 223 с.
  3. Россова Ю.И., Нижегородский период жизни и творчества В.П. Вахтерова и формирование его педагогических взглядов [Текст] // Начальная школа. — 2013. — № 10. — с. 3-10.
  4. Россова Ю.И., Формирование педагогических взглядов В. П. Вахтерова в Нижегородский период его жизнедеятельности [Текст] // Вестник НГТУ им. Р.Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». – 2013. – с. 63-72.

При цитировании ссылка (гиперссылка) на официальный сайт Православной краеведческой конференции «Щегольковские чтения» обязательна

 

Перейти к верхней панели