Михаил БОЛЬШАКОВ |

Доклад на VI Щегольковских чтениях: «Образование в Арзамасе: как учились наши деды » |

152 года назад в нашем городе Арзамасе родился человек, которому суждено было стать Патриархом. Его жизненный путь — пример служения Отечеству, и как бы мы сейчас сказали — личной самореализации.

Иван Николаевич Страгородский (Патриарх Сергий) – человек уникального образования, которому бы сейчас позавидовали многие. Люди его эпохи жаждали получить знания. Особо ценилось высшее духовное образование.

В чем-то жизненный путь Ивана Николаевича Страгородского был предопределен. Отец Ивана Страгородского, протоиерей Николай, потеряв жену, не опустил руки, и всеми силами пытался дать своим детям хорошее образование. Ваня помогал дедушке в Воскресенском соборе, пел на клиросе. Закончив обучение в подготовительном классе, в сентябре 1876 года, Иван Страгородский идет в первый класс Арзамасского Духовного училища после прохождения ряда приемных испытаний. Ему на тот момент было уже девять с половиной лет.

Учащиеся Духовного училища проживали в училищном общежитии и два раза в год имели каникулы, на которые они направлялись по «отпускным билетам». 1 февраля 1877 года Иван получил первый свой «отпускной билет», в котором говорилось: «Предъявитель сего ученик первого класса Арзамасского Духовного училища, Иван Страгородский, Училищным начальством уволен в дом родителя своего священника Николая Страгородского, сроком от означенного числа впредь до 13 февраля 1877 года с тем, чтобы он, Страгородский, явился к означенному сроку в Училище и предъявив от отца своего Духовного свидетельство о бытии в первую седмицу Великого поста на исповеди и причащении Св. Христовых Тайн»1.

Участие в богослужении и Таинствах Церкви было обязательным для учеников всех духовных заведений — от провинциальных духовных училищ до столичных академий. Духовная жизнь учащихся была под постоянным контролем, что совершенно не свойственно современным учебным заведениям. Но подобный контроль был необходим для установления и поддержания нравственной и духовной чистоты. Образование было ориентировано на душу человека, на его духовное развитие

Иван закончил первый класс с такими результатами: в графе поведение значилась запись «очень хорошее», а в графе об успехах «хорошие». Оценки Страгородского были таковы: священная история -4, русский язык-5, латинский язык-5, арифметика-4, пение-3, чистописание-3. С такими оценками Иван был переведен в следующий класс Духовного училища. По итогам обучения в 1 классе он занял второе место по первому разряду.

Дальше его жизнь шла по стопам его деда и отца. В 1880 году после сдачи приемных испытаний был, зачислен в первый класс Нижегородской Духовной семинарии за счет своего отца. В те годы Нижегородскую кафедру возглавлял выдающийся духовный пастырь архиепископ Макарий (Миролюбов), известный церковный деятель и любитель старины, который много внимания уделял Духовной семинарии2.

В течение 4 лет Иван Страгородский проходил обучение под чутким руководством епископа Макария (Миролюбова) вместе с другими семинаристами. Также юноша находился под строгим контролем и духовным попечением своего дяди Василия, духовника Нижегородского священства, у которого он гостевал в выходные и праздничные дни.

Иван Николаевич Страгородский завершил семинарское обучение в 1886 году и согласно разрядным спискам Нижегородской Духовной семинарии, Иван Страгородский по-прежнему занимал там одно из первых мест3.

После семинарии Иван Страгородский мог задуматься о принятии священного сана. Семинарского образования вполне хватало для священнического служения, но будущий Патриарх тянулся к знаниям.

В 1886 г. синодальная квота для обучения в духовных академиях для выпускников Нижегородской семинарии не была предусмотрена. По современным понятиям, не были выделены целевые места для нижегородцев, и поступать можно было лишь по конкурсу на общих основаниях. При этом только часть поступавших могла претендовать на казенное содержание в период учебы. И Иван Николаевич вместе со своим товарищем Иваном Павлиновичем Слободским без соответствующего направления епархиального начальства отправились поступать в Петербургскую академию, как тогда говорили, волонтерами. Выбор не был случайным. Петербургская академия в то время блистала именами крупных ученых4.

В августе 1886 года студенты должны были пройти два испытания: письменные и устные. Получалось так, что поступающий должен был сдать 7 вступительных экзаменов: 4 устных и 3 письменных. В то время в Петербургской академии были высокие требования, к тому же, поступающие должны были сдать 2 экзамена по древним и 1 по современному иностранному языку. Также они должны были написать сочинение на древнегреческом языке с соблюдением всех норм и правил написания.

Иван Николаевич Страгородский окончил Нижегородскую Духовную семинарию первым, однако, поступал он далеко не первым в академию Петербурга. Но, несмотря на все сложности учебы, он смог в итоге окончить академию первым по списку.

Учеба Страгородскому давалась нелегко. Позднее в своих «Письмах японского миссионера» он признался, что в течение 4 лет пребывания в Петербурге так по-настоящему и не видел моря. Ни разу не побывал на Финском заливе. Из этого можно сделать вывод, что Иван вел монашеский образ жизни: за 4 года он ни разу не побывал даже в окрестностях столицы. В Петербуржской академии Иван Николаевич формируется как неутомимый труженик, глубоко религиозный человек-эти качества в сочетании с крупным и разносторонним талантом уже тогда указывали, что скромной студент сможет со временем играть важную роль в Русской Православной Церкви.

Для любого студента академии, впрочем, как и семинарии, всегда был выбор – становиться священнослужителем, или нет. Для этого необходимо было решить маленькую личную «проблему» — жениться или нет. Решить личный семейный вопрос нужно было до принятия священного сана. Но можно было пойти другим путем. Принять монашество. И на 4 курсе академии Иван Страгородский совершает вместе со своим другом паломническую поездку в мужской Валаамский монастырь. Эта поездка определила его жизненный путь. Всю свою жизнь он пожелал посвятить Богу – то есть принять монашеский постриг.

Интересный факт – друзья и преподаватели не хотели, образно говоря, «терять» замечательного друга и даже отправили в Арзамас несколько тайных телеграмм к его отцу – протоиерею Николаю, с просьбой отговорить сына от монашества. Отец Николай приехал в Петербург, дважды серьезно беседовал с Иваном, после чего дал свое родительское благословение. В 1890 году Иван Страгородский был пострижен в монахи с именем Сергий в честь преподобного Сергия Валаамского. А чуть позже принял священный сан.

Выпускники — студенты 4 курса должны были предоставить для защиты кандидатские диссертации. Сергий выбрал для своей диссертации тему «Православное учение о вере и добрых делах». Выбор темы свидетельствует о том, что Сергий уже достиг богословской зрелости. Потому что для исследования был взят один из самых трудных вопросов христианской догматики и учения о нравственности. 9 июня 1890 г. Советом академии был утвержден список кандидатов богословия, окончивших обучение. Курс академии закончили 70 человек, 47 из которых защитили кандидатские диссертации. Первым в этом списке стояло имя иеромонаха Сергия (Страгородского). По действовавшему академическому уставу он мог оставаться при академии в качестве стипендиата для подготовки к профессорскому званию и работать над магистерской диссертацией, совершенствуя свое кандидатское сочинение. Но молодой иеромонах пожелал свои теоретические познания в области христианского вероучения и нравоучения подкрепить практической работой5.

13 июня 1890 года он был назначен в Японию членом Православной духовной миссии. Центром его деятельности стал зарождающийся приход в Киото. Позже в своем дневнике «Письма японского миссионера» будущий Патриарх признается, что вести богослужение, читать лекции и общаться на японском языке он начал уже после двух месяцев пребывания в Японии.

В 1893 году вызван в Санкт-Петербург и назначен исполяющим должность доцента по кафедре Священного писания Ветхого Завета Санкт-Петербургской духовной академии. Лучший выпускник академии постепенно и сам становился преподавателем и ректором.

13 декабря 1893 года назначен исполняющим должность инспектора Московской духовной академии.

В 1895 году удостоен степени магистра богословия за диссертацию «Православное учение о спасении».

29 июля 1899 года определен ректором Санкт-Петербругской духовной семинарии.

6 октября 1899 года назначен инспектором, а 21 января 1901 года — ректором Санкт-Петербургской духовной академии.

400 выпускников закончили Академию во время ректорства Сергия (Страгородского). Он чутко следил за духовной и научной жизнью студентов академии, прекрасно понимая ценность и силу образования в наступающем неспокойном веке.

Если подвести некий итог, то можно сказать, что Святейший Патриарх Сергий в совершенстве знал 12 языков: немецкий, французский, латинский, греческий, древнегреческий, церковнославянский, старославянский, древнееврейский, выучил в совершенстве английский язык на крейсере «Память Азова», общаясь с английскими моряками. Через 2 месяца пребывания в Токио выучил японский язык, о чем он сам пишет в «Письмах японского миссионера». В Финляндии, будучи епископом, он освоит и финский язык. И блестяще владел родным русским языком.

Патриарх Сергий – пример человека высокой духовности, уникального образования, пример богослова-ученого и миссионера. «Славный сын земли Нижегородской» — как написано на памятнике Патриарху, установленному в Арзамасе в 2017-м году.


1 Первосвятитель Церкви мучеников. Жизнь, труды и подвиги Патриарха Сергия (Страгородского)/Е.П. Титков; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. С. 16

2 Первосвятитель Церкви мучеников. Жизнь, труды и подвиги Патриарха Сергия (Страгородского)/Е.П. Титков; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. С. 17

3 Первосвятитель Церкви мучеников. Жизнь, труды и подвиги Патриарха Сергия (Страгородского)/Е.П. Титков; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. С. 17

4 Рожденный на земле Нижегородской. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Сергий (Страгородский). Архимандрит Тихон. Нижегородский Вознесенский Печерский монастырь, 2007 г. С. 84

5 Первосвятитель Церкви мучеников. Жизнь, труды и подвиги Патриарха Сергия (Страгородского)/Е.П. Титков; АГПИ. – Арзамас: АГПИ, 2012. С. 33


При цитировании ссылка (гиперссылка) на официальный сайт Православной краеведческой конференции «Щегольковские чтения» обязательна

Перейти к верхней панели