Николай ЖИДКОВ |

80 лет назад, во время советско-финляндской войны, за мужество и отвагу военный летчик арзамасец Николай Степанович Коровин был представлен Советским правительством к ордену Ленина. 

Зимняя война

По мнению ряда историков, Советско-финскую войну, длившуюся всего 4 месяца, можно относить эпизодам Второй мировой войны. Формальной причиной начала военных действий послужил так называемый Майнильский инцидент – артобстрел с финской территории советских пограничников в деревушке Майнила на Карельском перешейке, произошедший, по заявлению советской стороны, 26 ноября 1939 года. Финская сторона свою причастность к обстрелу категорически отрицала. Через два дня, 28 ноября, СССР денонсировал советско-финляндский пакт о ненападении, заключенный в 1932 году, и 30 ноября начал боевые действия.

Глубинные же причины конфликта основывались на целом ряде факторов, не последним из которых был тот, что в 1918-22 годах Финляндия дважды нападала на территорию РСФСР. По результатам Тартуского мирного договора 1920 года и Московского соглашения о принятии мер по обеспечению неприкосновенности советско-финской границы 1922 года к Финляндии отошли исконно российские Печенегская область (Петсамо) и часть полуостровов Средний и Рыбачий.

Несмотря на то, что в 1932 году между Финляндией и СССР был подписан Пакт о ненападении, отношения между двумя странами были довольно напряженными. В Финляндии опасались, что рано или поздно многократно усилившийся с 1922 года Советский Союз захочет вернуть свои территории, а в СССР боялись, что Финляндия, как и в 1919 году, когда английские торпедные катера атаковали Кронштадт из финских портов, может предоставить свою территорию другой стране для нападения. Ситуация усугублялась тем, что второй по значимости город СССР – Ленинград – находился всего лишь в 32 километрах от советско-финской границы.

В 1938-39 годах в ходе длительных переговоров с Финляндией СССР пытался добиться обмена части Карельского перешейка на вдвое большую по площади, но менее пригодную для сельскохозяйственного использования территорию в Карелии, а также передачи СССР в аренду под военные базы нескольких островов и части полуострова Ханко. Однако финны на предложения не согласились.

Последней попыткой было предложение СССР 5 октября 1939 года заключить с Финляндией Пакт о взаимопомощи. Но и эти переговоры  зашли в тупик. Стороны начали готовиться к войне.

13-14 октября 1939 года в Финляндии была объявлена всеобщая мобилизация. А через две недели, 3 ноября, войска Ленинградского военного округа и Краснознаменного Балтийского флота получили директивы о начале подготовки к боевым действиям. Статья в газете «Правда» за тот же день сообщала, что Советский Союз намерен обеспечить свою безопасность любой ценой. До Майнильского инцидента оставалось меньше месяца.

Советский Союз планировал развернуть боевые действия на двух основных направлениях – Карельском перешейке и севернее Ладожского озера. После успешного прорыва линии укреплений с севера Красная Армия получала возможность максимально использовать преимущество в живой силе и подавляющее – в технике. По временным срокам операция должна была уложиться в период от двух недель до месяца. Финское же командование, в свою очередь, рассчитывало на стабилизацию фронта на Карельском перешейке и активное сдерживание на северном участке, считая, что армия сумеет самостоятельно удерживать противника и в дальнейшем дождется помощи от западных стран. Оба плана оказались иллюзией: Советский Союз недооценил силы Финляндии, Финляндия же сделала слишком большую ставку на помощь иностранных держав и на надежность своих укреплений.

Как уже упоминалось, к началу боевых действий в Финляндии прошла всеобщая мобилизация. СССР же решил ограничиться частями Ленинградского военного округа. На момент начала войны СССР  сосредоточил для операции 425 640 человек личного состава, 2 876 орудий и минометов, 2 289 танков, 2 446 самолетов. Противостояло им 265 000 человек, 834 орудия, 64 танка и 270 самолетов.

В составе Красной Армии на Финляндию наступали части 7-й, 8-й, 9-й и 14-й армий. 7-я армия наступала на Карельском перешейке, 8-я – севернее Ладожского озера, 9-я – в Карелии, 14-я – в Заполярье.

В первые дни войны Красная Армия заняла полуострова Рыбачий и Средний, город Петсамо (Печенга) и закрыла Финляндии выход к Баренцеву морю, вклинилась в финскую оборону на глубину 35-45 км, но была остановлена. Часть сил РККА попали в окружение и были вынуждены отойти. Самые же тяжелые и кровопролитные бои развернулись на Карельском перешейке. Армии предстояло штурмовать Линию Маннергейма — комплекс оборонительных сооружений между Финским заливом и Ладогой 132—135 км длиной.

Как оказалось, советская сторона имела обрывочные и крайне скудные данные и о противостоящем ей на Карельском перешейке противнике, что . немедленно сказалось на ходе боевых действий. Силы, выделенные для прорыва обороны финнов на этом участке, оказались недостаточными. К 12 декабря части РККА с потерями смогли преодолеть лишь полосу обеспечения Линии Маннергейма и остановились.

Поняв и изучив причины неудач в первый период войны, советское командование взялось за серьезную реорганизацию сил и средств. В течение всего января и начала февраля шло значительное усиление войск, насыщение их крупнокалиберной артиллерией, способной бороться с укреплениями, пополнение материальных запасов, переформирование частей и соединений. Для прорыва укрепленного района был создан Северо-Западный фронт под командованием командарма 1 ранга Тимошенко и члена военного совета ЛенВО Жданова. В состав фронта были включены еще две армии.

Финляндия в этот момент также проводила мероприятия по повышению боеспособности собственных войск. На вооружение поступили как захваченные в боях, так и поставленные из-за рубежа новые техника и вооружение, части получили необходимое пополнение.

Обе стороны были готовы ко второму раунду схватки. В то же самое время не прекращались бои в Карелии.

11 февраля 1940 года после массированной многодневной артиллерийской подготовки РККА совместно с частями Краснознаменного Балтийского флота и Ладожской военной флотилии начала новое наступление. Основной удар пришелся на Карельский перешеек. В течение трех дней войска 7-й армии прорвали первую полосу обороны финнов и ввели в прорыв танковые соединения. 21 февраля 7-я армия вышла ко второй полосе обороны, а 13-я армия – к основной полосе севернее Муолаа. 28 февраля обе армии Северо-Западного фронта начали наступление на всем протяжении Карельского перешейка. Финские войска отступили, оказывая ожесточенное сопротивление. 13 марта части РККА вошли в Выборг.

После прорыва Линии Маннергейма и выхода советских войск на оперативный простор правительство Финляндии понимало, что шансов на продолжение борьбы не осталось. Оно обратилось к СССР с предложением начать мирные переговоры. 7 марта в Москву прибыла финская делегация, и уже 12 марта был заключен мирный договор.

По итогам войны к СССР отошло 11 % территории Финляндии — Карельский перешеек и крупные города Выборг и Сортавала, ряд островов в Финском заливе, часть финской территории с городом Куолаярви, часть полуостровов Рыбачий и Средний. Ладожское озеро стало внутренним озером СССР. Финляндии была возвращена захваченная во время боев область Петсамо (Печенга). СССР получил в аренду часть полуострова Ханко (Гангут) сроком на 30 лет для оборудования там военно-морской базы.

Но, цена победы в Зимней войне оказалась исключительно высока. Помимо того, что Советский Союз как «государство-агрессор» был исключен из Лиги Наций, в ходе 105 дней войны РККА потеряла не менее 127 тыс. человек убитыми, умершими от ран и пропавшими без вести. Около 250 тыс. военнослужащих было ранено, обморожено, контужено. Общие потери в финских войсках за время войны составили 67 тыс. человек.

Сокол советской Родины 

По воле судьбы участником зимней войны и был Николай Степанович Коровин. Родился он в селе Ивановка в крестьянской семье 21 ноября 1904 года. В 15 лет поступил учиться в Арзамасскую профтехшколу. А после ее окончания — работал слесарем.

С 1926 года Николай Коровин в авиации РККА. В 30-е годы он работал летчиком-испытателем на Горьковском авиационном заводе. С началом военных действий в Финляндии был направлен на фронт. Здесь и проявил он незаурядный героизм и был наглажен орденом Ленина. Писатель Петр Павленко посвятил герою очерк «Летчик Коровин», опубликованный 4 февраля 1940 года в газете «Правда».

«…Утро было на редкость облачно. Коровин шел на небольшой высоте. Дороги противника казались пустынными. После 6 декабря, когда Коровин разметал бомбами две колонны их конницы, разогнал прислугу двух орудий, они стали здорово маскироваться, — пишет Петр Павленко.

…Лететь было трудно, но именно в такую «нелетную» погоду и хотелось захватить белофиннов врасплох. Когда их авиация не может действовать в воздухе, они считают, что и советские летчики, должно быть, пьют чай или играют в «козла». Но советская Родина дала своим соколам сильные, смелые крылья.

Из молочной пелены выглянуло шоссе. Прямо перед собой Коровин увидел кавалерийскую колонну и, едва успев набрать небольшую высоту, сбросил бомбы в самую середину строя. Белофинские кавалеристы не успели соскочить с коней, падали вместе с лошадьми. Немногие уцелевшие сломя голову убежали в лес.

Самолеты прошли еще километра четыре — вторая колонна конницы!

Молниеносно атаковали ее. Никто из белофиннов даже не выстрелил с перепугу. Легли ничком в снег, лежат, не шевелятся — и разобрать невозможно, живы ли, мертвы?

Не задерживаясь, летчики двинулись дальше и вскоре обнаружили небольшой обоз и в хвосте его — два орудия. Бомб, к сожалению, уже не было. Нажали на гашетки пулеметов — кони рванулись и полегли, пушки свалились в канаву. Тут стали белофинны постреливать по самолетам и сделали несколько дырок в машине Коровина, но прекращать полет из-за этого ему не хотелось. Пока были бензин и пули, нельзя было прервать бой.

Еще раз атаковали летчики противника и повернули домой.

Только вылез Николай Степанович из машины — второе задание: еще раз разбомбить обнаруженного противника. Времени до темноты оставалось мало, да и машина требовала тщательного осмотра. Пока что в ней обнаружено было тринадцать пробоин. Коровин берет резервную машину и ведет стайку короткокрылых курносых «ястребков» за линию фронта. Минут через десять остатки колонны, частично уцелевшей после утренней бомбежки, лежали на дороге.

Да, это был удачный день. С тех пор белофинны избегали днем передвигаться по дорогам. Все же Коровин и нынче обнаружил врага. Зная, что белофинны могут встретить его огнем, он зашел для атаки с тыла и трижды вонзался, как огненный меч, в воинскую колонну. Он начинал стрелять с высоты, круто пикируя и как бы по рукоятку вгоняя струю пуль в намеченную цель. Нынче утром был его четырнадцатый вылет за дни боевой работы, и он рассчитывал, что успеет до темноты сделать еще один — пятнадцатый. Но вот — вытек бак, и помимо того — четыре пробоины. Не полетишь! Сражение, которое он недавно начал в белофинском тылу, прервалось, и Коровин никак не мог успокоиться.

— А ведь они меня там ждут, черти, — сказал он, блеснув глазами. — Я им сегодня здорово день испортил».

Смелому — счастье навстречу

«С тех пор о старшем лейтенанте, летчике-истребителе Коровине заговорили всюду, — продолжает повествование Петр Павленко. —  Дня не проходило, чтобы он не возвращался с успехом. Его маленькая шустрая машина «набирала» пробоины, как очки в игре. Садясь на аэродром, он докладывал просто:

— Семь!

— Четыре!

И все знали, что речь идет о пробоинах.

А пятого января выдался день не то чтобы летный, но во всяком случае очень счастливый: в этот день был представлен Коровин к ордену. Дело было, как и обычно, в далеком белофинском тылу. Сначала похоже было, что ничего найти не удастся, — и погода сера, и противник напуган. Но смелому — счастье навстречу.

На лесной дороге встретил товарищ Коровин идущую к фронту вражескую часть численностью примерно до роты и две машины с боеприпасами.

Бомбы легли прямо на цель — машины взлетели на воздух, и Коровин перешел на стрельбу из пулемета по живой цели. Четыре раза заходил он в атаку, и все меньше и меньше бежало белофиннов. Уцелевшие спешили укрыться в хуторе, метрах в трехстах от дороги. И в этот момент Коровин скорее почувствовал, чем услышал, что по нему ведется ожесточенный огонь из-под моста. А высота была небольшая… Мгновенно сменил план боя и атаковал мост, но тут нога, лежавшая на педали, как бы сразу отделилась от тела и стала маленькой и бессильной. Он понял, что ранен, и все же еще раз атаковал мост. Белофинны прекратили стрельбу. Только тогда Коровин повернул домой и мастерски совершил посадку, несмотря на то, что его ступня была разворочена разрывной пулей».

Первая и последняя награда

«Когда старшему лейтенанту Коровину сказали, что правительство наградило его орденом Ленина, радость, гордость и боевой азарт так сильно и молодо отразились на нервном лице, что каждый понял: это только первый орден на бесстрашной груди Коровина», — так заканчивал свой очерк Петр Павленко. Но, к сожалению, писатель ошибся. Орден Ленина стал первой и последней наградой Николая Коровина.

После войны он продолжил работать летчиком-испытателем на Горьковском авиационном заводе имени С.Орджоникидзе. И в том же 1940 году, 1 сентября, герой погиб при испытании нового самолета И-16.

Похоронен Николай Степанович Коровин на Тихвинском кладбище Арзамаса.


При цитировании ссылка (гиперссылка) на официальный сайт Православной краеведческой конференции «Щегольковские чтения» обязательна

Перейти к верхней панели