Кирилл МАЛЬКОВ |

Доклад на VII Щегольковских чтениях:«Великая Победа: этот день мы приближали, как могли…» |

Все для фронта!

На призыв «Все для фронта! Все для Победы!» откликнулась вся страна. Не исключением стал и Арзамас. По инициативе учащихся школы им. Пушкина было решено собрать средства на постройку самолета. Инициативу поддержали в школе имени Чкалова. За непродолжительный период собрали 160 000 рублей, затем еще 30 000. Самолет «Арзамасский школьник» пополнил ряды эскадрильи «Валерий Чкалов», за что в апреле 1943 г. учащиеся получили благодарность Верховного главнокомандующего И. В. Сталина1.

Вот как об этом вспоминал один из учеников пушкинской школы Юрий Михайлович Сурин: «Конечно, это были скудные, отрываемые от себя гроши, но в общей сумме самолет собрали, и он торжественно был передан фронтовому летчику А.И. Максименко»2 В боях над Орлом и Брянском он сбил 5 самолетов врага и 11 в группе. Затем летавший на этой машине лейтенант Черехов сбил три вражеских самолета.

В 1944 году пионеры и школьники города перечислили 121 344 рублей на танковую колонну «Арзамасский школьник». И вновь в их адрес пришла телеграмма с благодарностью от Верховного Главнокомандующего3.

Среди населения проводились сборы теплых вещей для фронтовиков. В школьном музее сохранилась фотография, как девочки вяжут варежки и носки бойцам Красной Армии.

Таким образом, большой вклад в победу внесли и дети: они передавали свои деньги на строительство самолетов, танковых колонн. Вооружая Красную Армию, приближали разгром врага.

Работа детей в сельском хозяйстве и на промышленных предприятиях Арзамаса и района.

Заменить ушедших на фронт

Конечно, главной задачей школьников должна оставаться учеба. Но невозможно стоять в стороне, когда речь идет об угрозе независимости Отечества. На шестой день войны – 27 июня 1941 года  – в газете «Арзамасская правда» было опубликовано обращение к пионерам и школьникам района: «Советский народ, как один человек, поднялся на Отечественную войну со злейшим врагом нашей Родины – фашизмом. Задача каждого гражданина нашей страны – помочь Красной Армии разбить, крепить тыл. Вы, ребята, можете оказать помощь старшим… Честной, самоотверженной работой вы, юные патриоты, поможете нашей доблестной Красной Армии разбить коварного врага»4.

В своем обращении к учащимся в газете «Правда» от 10 июля 1941 года народный комиссар просвещения РСФСР В.П. Потемкин призывал «заменить ушедших на заводах, фабриках, на колхозных и совхозных полях», не «стоять в стороне от общей борьбы с жестоким и коварным врагом»5.

В 1942 году в Арзамасе была организована спичечная фабрика, где заняты были в основном подростки, выстаивая ежедневно по 1,5-2 смены. Продукция предприятия уходила полностью на нужды фронта6.

По инициативе школьников и педагогов города Ирбита, Свердловской области, по всей стране широко развернулось социалистическое соревнование средних и неполных средних школ на сельскохозяйственных работах. В это движение включились и школы Арзамасского района. За одно лето дети заработали 140 000 трудодней.7 Сельские пионеры и школьники 5-10 классов выработали в 1942 году 135 тысяч трудодней, а учащиеся начальных классов ухаживали за посевами на пришкольных участках, собирали на колхозных полях колосья. Активно участвовали школьники в подготовке к весеннему севу.

Сбор металлолома и средств на вооружение Красной Армии, заготовки удобрений, шефство над колхозным животноводством, заготовка верхушек клубней картофеля, изготовление запасных частей к сельскохозяйственным машинам, культурное обслуживание тружеников города и села, посылка подарков на фронт и в госпитали, помощь освобожденным районам — во всех этих и многих других делах участвовала арзамасская молодежь.

Таким образом, дети Арзамаса и Арзамасского района, которые жили во время Великой Отечественной войны, делали тяжелую работу для того, чтобы одержать победу над фашистской Германией.

Школьные будни

В годы войны изменилась и сама школьная жизнь. В 1943 году после коренного перелома на полях сражений произошли перемены и в образовании. Постановлением правительства СССР от 16 июля 1943 года вводилось раздельное обучение мальчиков и девочек. Преподавание нового учебного предмета «Военное дело» требовало более серьезной подготовки от юношей, которые после старших классов призывались на фронт8. С сентября 1943 г. пушкинская школа стала мужской.

В 1944 года были утверждены пятибалльная система оценок успеваемости и поведения учащихся, награждения золотыми и серебряными медалями, и др.9. Уроки в школах тоже претерпели изменения – на истории дети рассказывали о подвигах бойцов и тружеников тыла. На географии учились читать карту, пользоваться компасом и ориентироваться на местности. Много времени начали уделять оказанию первой медицинской помощи. Пионеры писали сочинения и изложения, которые были откликами на сводки газет, сообщения по радио и различные рассказы о героизме и мужестве солдат.

Занятия в школах города и района не прекращались ни на один день. Писали на оберточной бумаге, на старых журналах. Один учебник был на 5-6 человек. Питались очень плохо. Вот как об этом вспоминал Ю.М. Сурин: «… тетрадей не хватало, писали на каких-то серых клочках бумаги и даже на грифельных досках. На большой перемене каждому выдавали за 5 копеек кусочек черного хлеба, что-то около 50 г»10. В сложившийся непростой ситуации, школьники стремились показать себя с лучшей стороны и стать примером для подражания. Так, по итогам первой четверти 1942-1943 учебного года на «хорошо» и «отлично» училось более 30% всех учеников города11.

С осени 1941 года в СССР вновь была введена карточная система, от которой смогли избавиться еще в 1935 году благодаря коллективным хозяйствам. Но, продуктов все равно не хватало. По воспоминаниям другого выпускника школы № 2 Андрея Андреевича Богословского, нехватку продовольствия пытались компенсировать дарами со своих огородов: «…пекли из сырой, протертой картошки лепешки …, ели паренку из сахарной свеклы, которую выращивали на своих огородах»12.

Часто тишина арзамасского неба нарушалась налетами немецкой авиации на промышленные районы г. Горького. Вечерами объявлялась воздушная тревога, «… окна зашторивались черной бумагой, дружинники ходили по домам и проверяли качество светомаскировки»13.

Таким образом, по детским воспоминаниям можно составить картину быта детей Арзамаса и Арзамасского района. В тяжелых условиях, преодолевая страх перед немецкой авиацией и чувство голода, школьники города и района учились и трудились на благо Родины. Все они проявляли мужество, помогая своему городу и стране в победе над Германией.

Список источников и литературы

Источники

  1. «Арзамасская правда» от 27 июня 1941 г. // http://www.nounb.sci nnov.ru/fulltext/periodic/raion/arz/1941.html
  2. Воспоминания выпускников пушкинской школы // Гордеевцев И.А. Войной опаленное детство. — Арзамас: Арз.тип.,2010.
  3. Постановления правительства СССР в сфере образования // Ю.Г. Россинский. Управление школой РСФСР в 1942-1943 гг.// https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-shkoloy-rsfsr-v-1942-1943-gg/viewer
  4. «Правда», №189 от 10 июля 1941 г.// http://mpgu.su/wp-content/uploads/2020/05/Правда-№-189-от-10.07.1941.pdf
  5. Фотография из музея истории школы №2

Литература

  1. Балакина М.А. «Пусть всегда будет солнце» (история развития детского движения). Книга четвертая серии «Арзамас в XX веке». – Арзамас: ОАО «Арзамасская типография», 2006.
  2. История Арзамаса: учебное пособие/ по ред. О.Е. Ефимова и Г.И. Родиной; Арзамасский филиал ННГУ. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016.
  3. Пушкинская школа. История успеха. К юбилею МБОУ СШ №2 им. А.С. Пушкина 1787-2017 //отв.ред.Л.И.Гудакова. – Арзамас- Саров: Интерконтакт, 2018.

Ссылки

1 История Арзамаса: учебное пособие/ по ред.О.Е. Ефимова и Г.И. Родиной; Арзамасский филиал ННГУ.- Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016, с.299.

2 Гордеевцев И.А. Войной опаленное детство. — Арзамас: Арз.тип.,2010, с.310.

3 Балакина М.А. «Пусть всегда будет солнце» (история развития детского движения). Книга четвертая серии «Арзамас в XX веке». – Арзамас: ОАО «Арзамасская типография», 2006, с.45.

4 «Арзамасская правда», от 27 июня 1941 г. // http://www.nounb.sci-nnov.ru/fulltext/periodic/raion/arz/1941.html

5 Правда» №189 от 10.07.1941 г.// http://mpgu.su/wp-content/uploads/2020/05/Правда-№-189-от-10.07.1941.pdf

6 История Арзамаса: учебное пособие/ по ред. О.Е. Ефимова и Г.И. Родиной; Арзамасский филиал ННГУ. — Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2016, с.294.

7 Балакина М.А. Указ.соч., с.42.

8 Россинский Ю.Г.. Управление школой РСФСР в 1942-1943 гг.// https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-shkoloy-rsfsr-v-1942-1943-gg/viewer

9 Пушкинская школа. История успеха. К юбилею МБОУ СШ №2 им. А.С. Пушкина 1787-2017 //отв.ред.Л.И.Гудакова. – Арзамас- Саров: Интерконтакт, 2018, с.14.

10 Гордеевцев И.А. Указ.соч., с.309.

11 История Арзамаса, с.298.

12Гордеевцев И.А. Указ.соч., с.56.

13 Гордеевцев И.А. Указ.соч., с.308.


При цитировании ссылка (гиперссылка) на официальный сайт Православной краеведческой конференции «Щегольковские чтения» обязательна

Перейти к верхней панели