Николай ЖИДКОВ|

160 лет назад, 19 февраля (3 марта по нов. ст. – прим. авт.) 1861 года в России было отменено крепостное право. В записях от этого года историк-краевед Н.М. Щегольков отмечает: «В марте публично объявлен и прочтен в соборе великий манифест 19 февраля об освобождении крестьян. Более половины селений Арзамасского уезда находились в крепостной зависимости, а потому это событие имело громадное значение».

Сколько стоил человек?

Крепостное право существовало в России, начиная с периода Киевской Руси XI века. Крепостные крестьяне являлись, по сути, собственностью господ, и подлежали купле-продаже.

В газетах, выпускаемых в больших и малых городах России в XVIII веке, часто можно было встретить объявление о продаже крепостных и животных или вещей. Например, «мальчика, умеющего чесать волосы, и дойной коровы», «лет 30 девка и молодая гнедая лошадь» и т.д. Их было много, часто они сопровождались разными эпитетами: «горничная: услужливая и расторопная, но очень уж умна: в барыни захотела». Продавали крестьян не только через объявления в газетах, но и на аукционах. Однако еще Петр I в одном из своих указов осудил продажу людей «яко скотов» и распорядился «оную продажу пресечь; а ежели невозможно того будет пресечь, то бы хотя по нужде продавали целыми фамилиями». Екатерина II, будучи просвещенной правительницей, запретила продажу крестьян без земли или за долги хозяев. Александр I, придя к власти, запретил также продажу крестьян без земли и по объявлениям в газетах. Однако это никому не помещало — просто вместо слова «продается» стали писать «отпускается в услужение». И все!

В XVIII – первой половине XIX веков крепостные крестьяне стоили по-разному в зависимости от места проживания, пола, возраста и умений. Стоимость рабочего без квалификации в Петербурге составляла 150 руб. (около 84 000 руб. по современному курсу – прим автора.), рукодельница в столице стоила 250 руб. (около 140 000 руб. по современному курсу – прим автора.), писарь – 300 руб. писарь – 300 руб. (около 164 500 руб. по современному курсу – прим автора.), столяр или плотник – 600 руб. (около 335 000 руб. по современному курсу – прим автора). В редких случаях платили даже 1 000 руб. (около 560 000 руб. по современному курсу – прим автора.).

Учитывая заработную плату неквалифицированного рабочего в 20 руб. и стоимость мужчины, который не обладал особыми навыками, т.е., по сути, тоже должен был работать рабочим, например, в поле или конюхом, получается, что помещик отдавал за крестьянина 8-10 зарплат, но тот всю оставшуюся жизнь работал на него за еду. Француз Дюкре, оставивший много сведений о России, пишет, что крепостные в 1808 году стоили 400-600 франков, при том, что владелец от их работы получал не более 50 руб. дохода. В эти же годы чернокожие рабы в колониях стоили 2 000 – 3 000 франков, но приносили 200-300 франков дохода.

Но, то в столицах! В некоторых губерниях цена за крепостного не превышала 5 руб. (около 2 800 руб. по современному курсу – прим автора.) На эти деньги можно было купить 205 кг уже приготовленной свинины или 4-5 мешков пшеничной муки. Зачастую люди стоили дешевле, чем коровы и лошади.

 

Не только обязанности, но и права

Но, не все было так просто и однозначно, как это нам преподносили (и, наверное, преподносят) на уроках истории. Да крепостные были зависимы, лично не свободны, но при этом кроме обязанностей имели и права.

Крепостной крестьянин сам представлял себя в суде, отвечая за свои преступления. Крепостной обладал правами частной собственности – имел свое имущество и жилище, полным правом вступать в брак и заводить семью, их дети были законны и наследовали имущество, но рождались крепостными.

Законодательство защищало крепостных от чрезмерной жестокости помещика и привлекало их к ответственности за убийства и изувечение крестьян. Крестьяне имели не только юридическое право пожаловаться на неправомерные действия помещика, но и активно пользовались этой возможностью. Крестьяне могли поодиночке или коллективно восстать против барина и написать челобитную о его жестоком обращении с ними, которая становилась основанием для инициирования расследования. Зависимые люди могли выступать истцами и свидетелями на судебных заседаниях, и давать показания против помещиков. И, несмотря на то, что судьи, всячески пытались смягчить приговор обвиняемым представителям высших сословий, далеко не всем хозяевам удавалось избежать законного наказания. Печально знаменитая Салтычиха — Дарья Салтыкова была приговорена к пожизненному заключению в монастыре. Капитан Иван Турбин за убийство беглой крестьянской девушки был отправлен на каторгу. И таких примеров действительно много.

В трудные времена, закон обязывал помещиков поддерживать своих крестьян. Помещикам было выгодно поощрять предпринимательскую деятельность крепостных: чем богаче становился крестьянин, тем больший оброк он платил своему барину. Поэтому, помещики давали крепостным ссуды, отпускали на промысел. Некоторые крестьяне становились весьма богатыми людьми. Нередко крестьяне были богаче чем их господа. Запросто могли они выкупить себе вольную. Но, зачастую, помещики не соглашались на это: было модным, престижным иметь крестьян — богаче, чем ты сам.

 

Богаче своих хозяев?

С разрешения барина предприимчивые крепостные могли беспрепятственно заниматься развитием собственного дела, выплачивая хозяину оговоренный процент с дохода. Встав прочно на ноги, эти люди, уже сами становились владельцами крепостных крестьян, а позже с согласия помещика могли выкупиться и перейти в более высокое сословие.

С конца XVIII века ограничения на деятельность крепостных снялись, а в начале XIX века им разрешили открывать лавки, заниматься торговлей — сначала розничной, а потом и оптовой, устраивать мануфактуры.

В России появилась особая группа торгующих крестьян, многие из которых разбогатели и стали миллионерами. Они откупались от помещиков, переходили в другие сословия и часто давали стране целые династии купцов, предпринимателей и меценатов.

Немецкий автор Адольф Цандо, в своей книге «Состояние дел в России в 1850 году» писал, что в стране многие крепостные имеют «большие доходы», и среди крепостных Шереметьева, Воронцова-Дашкова, графа Уварова есть «немало фабрикантов», людей, владевших магазинами, фруктовыми лавками. Многие были миллионерами, а уж встретить «капитал в сто тысяч рублей можно было часто.

Среди подобных личностей можно назвать бывшего крепостного графа Шереметева Петра Гарелина, который, получив свободу, основал ситцевую фабрику и стал владельцем села Спасское с сотнями зависимых крестьян.

Савва Васильевич Морозов тоже был крепостным крестьянином помещика Рюмина, «пастухом, извозчиком, ткачом-рабочим, ткачом-кустарем, который пешком ходил в Москву продавать свой товар скупщикам, затем владельцем мелкого заведения — раздаточной конторы — фабрики». В 1797 году Морозов открыл собственную шелкоткацкую мастерскую. К 1811 году в его мастерской работало уже 10 станков, которые обслуживались 20 наемными работниками. В год они выделывали до 200 кусков шелкового товара на общую сумму 1,2 тысячи рублей. К 1821 году Савва Васильевич выкупился из крепостной зависимости вместе с сыновьями Елисеем, Захаром, Абрамом, Иваном и Тимофеем за огромную по тем временам сумму — 17 тысяч рублей ассигнациями.

Петр Елисеев был крепостным графа Николая Шереметева, занимался огородничеством, к 36 годам сумел сколотить небольшое состояние. Как пишет историк Алла Краско, обрести свободу и богатство ему помог счастливый случай: в 1812 году граф устраивал рождественский вечер, и гости были изумлены, когда им подали свежую землянику. Удивленный граф пообещал выполнить любую просьбу садовника, и Елисеев попросил вольную для себя и близких. Тот час же перебравшись в Петербург, он занялся мелочной торговлей, к осени открыл лавку, где стал продавать вина, фрукты, чай, кофе, и вскоре записался в купцы. Дальше — больше: начал сам поставлять в Россию мадеру, херес, бордо и деликатесы. Торговля росла, пришлось прикупить склады, дом для специального магазина колониальных товаров. После смерти купца дело продолжили браться и сыновья. Они учредили «Торговый дом «Братья Елисеевы» с капиталом в 8 000 000 рублей, который вскоре стал именоваться «Поставщиком Двора Его Императорского Величества».

Камнерез Петр Губонин был крепостным у помещиков Бибиковых. В 20 лет стал десятником на строительстве Брестского шоссе, затем облицовывал камнем цоколь Исаакиевского собора и московские набережные.

Заработав денег, купил вольную, стал купцом и приобрел каменоломню в Котельниках. В 1866 году вместе с другими подрядчиками получил заказ на строительство Орловско-Витебской железной дороги длиной в 488 верст. С его участием были построены дороги Москва–Брест, Балтийская, Лозово–Севатосполь, Уральская горнозаводская, Оренбургская. Его называли дорожным королем и о его миллионах ходили невероятные слухи. Свой капитал он пускал в дело и занимался благотворительностью, но любил и посорить деньгами.

Алексей  Абрикосов — знаменитый кондитер, тоже был крепостным. Он откупился от барыни, уехал в Москву и начал дело, которое пошло столь хорошо, что в 1879 году было основано «Фабрично-торговое товарищество Абрикосова и сыновей», которое работает поныне и называется концерн «Бабаевский». Абрикосовы владели магазинами, кондитерскими и поставляли лакомства ко двору императора. Между прочим, красивые коробки для конфет и обертки были придуманы Абрикосовым.

Фамилии фабрикантов и купцов из крепостных, можно перечислять долго: тут и Демидовы, и Третьяковы, и Мамонтовы, и Бахрушины, и Прохоровы…

 

Крепостные-миллионщики 

За примерами, действительно, далеко ходить не надо. Достаточно взглянуть на историю села Выездное, где основная масса крестьян не бедствовала. Например, огромная выездновская Смоленская церковь фактически построена на средства крепостного этого села Ивана Васильевич Гостькова. Прикиньте, сколько стоило бы строительство такой махины на современные деньги? 

«Жители слободы Выездной славились своим усердием к церкви, были вообще очень богаты, а между тем, находясь в крепостной зависимости…», — читаем мы у Н.М.Щеголькова.

Будучи человеком бездетным,  Иван Васильевич Гостьков решил употребить все свои средства на создание Дома Божия. Конечно, жертвовали  и другие крестьяне, и сам владелец Выездного Сергей Васильевич Салтыков. «Но так как и этого всего было недостаточно, то он (Гостьков – прим. авт.) нашел себе благочестивого компаньона крестьянина того же села Ивана Никифоровича Чеснокова, имевшего значительный капитал, пишет краевед. — Они составили компанию и устроили кожевенный завод с условием, чтобы всю прибыль употреблять на постройку церкви. Кожевенные дела в Арзамасе тогда процветали, да и Бог благословил их благое предприятие. Были годы, когда чистая прибыль вдвое и втрое превышала их основной капитал».

Еще одни выездновские богачи – Шиповы, служившие бурмистрами села. «В Выеездной не было крестьян богаче Шиповых», — отмечает историк. — Барский дом в Выездной был деревянный на берегу Теши, он сгорел в начале XIX столетия и более не возобновлялся, а у Шиповых дом был громадный каменный… К дому примыкал большой кожевенный завод, тут же были и бойни для баранов, которых Шиповы пригоняли десятками тысяч из Оренбурга и Уральска». В первой половине XIX века состояние Шиповых оценивалось более чем в 300 000 руб. ассигнациями – по нашим меркам были они миллионерами. Одного оброку они платили барину 10 000 рублей ассигнациями в год (около 1,5 млн руб. по современному курсу – прим автора.).  «Дом Шиповых был полной чашей: всего в нем было много. Каково было о них общественное мнение, уж один Бог только теперь знает, но все им кланялись, — повествует Н.М.Щегольков. — О выездновских крестьянах уже, конечно, и говорить нечего, богатые купцы арзамасские за честь считали знаться с Шиповыми, а духовенство, получая от них щедрые даяния, также относилось к ним с почетом».

Наконец, еще один бывший крепостной села Выездного Алексей Алексеевич Жевакин, уже после отмены крепостного права купил у Салтыковых остатки их выездновскаго имения. Таким образом, родившись в Выездной крепостным, он умер владельцем части села. Кстати, Жевакины в 1838 году основали войлочную фабрику, работающую и по-ныне.

 

Обратная сторона

Но, конечно, не все жили так, как выездновские крестьяне-миллионщики. Ужасы крепостничества, описанные нашими классиками, имели место быть.

Особенно незавидной была участь крепостных, которыми владели… сами крепостные. Да, по законам конца XVIII века,  даже крепостным можно было иметь своих крепостных. Поэтому, например, у тех же Шиповых, было несколько семей своих крестьян. Как жилось им – можно только гадать.

Кроме этого, в те времена не только дворяне, но и купцы имели право покупать крестьян. Многие арзамасские богатеи широко пользовались этим правом, покупая крепостных и у помещиков, и даже в оренбургских степях у киргизов, башкир и калмыков.

Еще одной категорией невольных людей были, так называемые, купленные. «Когда же лицам не дворянского сословия воспрещено было покупать крепостных, то начали обходить этот новый закон, совершая с помещиками кабальные записи, будто бы барин отдает парня или девку на всю жизнь в кабалу, тогда, как он на самом деле продавал их совсем. Купленных парней и девок часто венчали и затем являлись на свет свои доморощенные люди, которых записывали во время ревизий под фамилиями их господ. Потому-то и развелось в Арзамасе очень много Цыбышевых, явились второстепенные Подсосовы, Быстровы, Корниловы, Куракины… В большинстве это были потомки купленных…», — пишет краевед.

И далее, в своих «Исторических сведениях…», вышедших в 1911 году, Н.М.Щегольков продолжает: «Я еще застал в живых несколько старушек, которые во дни оны были куплены рублей по двести, а в 1870-х годах., пережив своих господ и их богатство и славу, доживали свой век, которая, ходя по миру, а которая живя своими трудами… Некоторым купленным жилось еще вмоготу, потому, что хозяева их боялись Бога, но жизнь других была горька… Мой отец своими глазами видел в палатке одного богатого купца висящие на стене нагайки, которыми секли провинившихся купленных, а бабушка моя рассказывала, как одна купленная девка уморила свою жестокую госпожу, посыпав ей кашу ядом…»

Поэтому, как ни крути, значение высочайшего манифеста Александра II трудно переоценить. Недаром народом государь был прозван царем-освободителем.


При цитировании ссылка (гиперссылка) на официальный сайт Православной краеведческой конференции «Щегольковские чтения» обязательна

Перейти к верхней панели