Николай Жидков |

Наверняка все, кто интересуется историей родного края, не раз мечтали: «Эх, перенестись бы, лет эдак на 400 назад и посмотреть как ичто было». Кстати, для этого совсем не нужна машина времени. Нужно лишь иметь богатое воображение и… читать наших краеведов, например Николая Михайловича Щеголькова. Итак, каким же был Арзамас на заре своего существования? 

Как известно, наш город был основан в 1552 году царем Иваном Грозным. Основан как город-крепость, как одно из звеньев засечной черты, защищавшей Московское государство. Стратегическое значение давало Арзамасу много преимуществ перед светской властью. Да и власть церковная жаловала его.

В 1589 года при царе Феодоре Иоанновиче учреждено было в России патриаршество. «При всех 10-ти Всероссийских патриархах Арзамас принадлежал к их области, но, кажется, ни однажды не был удостоен патриаршаго посещения» — пишет в «Исторических сведениях…» историк. Нужно сказать, что территории, входившие в патриаршую область  находились в церковном отношении в непосредственном ведении Патриарха Московского и всея Руси. Фактически это было то же самое, что и Московская епархия. Оттого, во многих церквах Арзамаса имелись патриаршия грамоты. Царь Феодор Иоаннович также пекся об утверждении в Арзамасе Православной веры и благочестия. Из древней описи Арзамасскаго собора видно, что он присылал в собор свои царские дары.

В 1600 году была составлена книга большаго чертежа, в которой упомянут и Арзамас такими словами: «А на реке, на Теше, от Мурома 120 верст град Арзамас. А Теша река вытекла с верху реки Алатыри и от реки от Пьяны»…

На основании вышеприведенных сведений арзамасцы могут представить в своем воображении город в том виде, каким он был на рубеже ХVІ и ХVІІ столетий, лет чрез 50 после своего основания.

«Среди дремучих лесов на правом гористом берегу реки Теши стояла небольшая деревянная крепость, которая занимала пространство от теперешняго собора до церкви Святого Духа, оттуда городская стена шла к тому месту, где ныне церковь Спаса Нерукотвореннаго Образа (ныне, сквер К.Маркса – прим. авт.), а от нея поворачивала обратно к собору. В крепости находился соборный храм во имя Воскресения Христова… — пишет Н.М.Щегольков. — Как говорится в описи 1643 г., храм этот был деревянный клеть, верх шатром, паперти и на стрелех. В крепости же жил воевода, были дома простых обывателей, а служилые люди занимали целую улицу, которая проходила по самой средине города и называлась Стрелецкой (ныне, ул.1 Мая – прим. авт.). К крепости вели несколько ворот… сохранились названия двух из них, одни назывались Настасьинскими, а другие — Кузнечными. Николаевский женский монастырь с двумя деревянными церквами, обнесенный деревянной оградой, стоял там-же, где и теперь, но это место было уже не в крепости, хотя и было также укреплено. Укрепление это называлось Средним малым острогом». Принимая во внимание, что в последующие столетия горы вокгруг Арзамаса срывались, а овраги – засыпались, «можно составить понятие о том, что тогдашняя арзамасская крепость занимала довольно выгодное место, была неудобоприступной для неприятелей и, по тому времени, была значительно укреплена».

На восток от города за оврагом, которым протекала речка Сорока, стоял Спасский монастырь, весь деревянный, а около него, вырубая росший там лес, уже селились жители и заводился посад. Церковь, стоявшая в те времена на месте нынешней Ильинской, именовалась «Никола Чудотворец, что за острогом». Селились посадские люди, а на северо-запад от крепости. Нижняя часть города тогда почти сплошь была покрыта болотами, чрез нее протекала речка Шамка, русло которой было в те времена гораздо ближе к городской горе, чем теперь, и Сорока, остатки которой сегодня представляют Гайдаровские пруды. Святое озеро также было несравненно шире и глубже, а вода в нем была настолько чиста, что в ней совершали крещение язычников и больные глазами приходили на заре умываться этой водой в надежде получить исцеление.

«На юг от Святого озера по берегу Шамки распологались кожевенные заводы, почему в XVII столетии эта часть города и именовалась Кожевенной слободой. Путь из крепости к Москве шел теперешним Никольским монастырем, через ворота, которые назывались Настасьинскими, — продолжает историк. — По выезде из города, за рекой Тешей жили казаки, которые в числе 600 человек оставлены были Иоанном Грозным для защиты от мордвы и татар, поэтому и селение их получило название «Выездной казачьей слободы» (ныне, п. Выездное – прим. авт.). По соседству с ними поселились пушкари и деревня их получила название Пушкарки. На юг от города на р. Теше, около мельницы Спасскаго монастыря расположена была деревня Мельничная, переименованная потом в село Ивановское, которое, вместе с деревнею Березовкой и с. Кирилловкой, принадлежало Спасскому монастырю…»

«Вот каким был Арзамас и его окрестности около 1600 года!» — с восторгом заключает краевед.


При цитировании ссылка (гиперссылка) на официальный сайт Православной краеведческой конференции «Щегольковские чтения» обязательна

Перейти к верхней панели